Психолог Элизабет Кюблер–Росс называла пять стадий осознания смертельного диагноза. Рассматривая нынешний кризис как опасную для общества болезнь, можно легко их увидеть. Россияне сейчас находятся на третьей стадии. До принятия кризиса еще далеко.
Россияне ощутили ледяное дыхание рецессии. Так свидетельствуют данные ВЦИОМ, согласно которым доля опрошенных, охарактеризовавших инфляцию как очень высокую, достигла 70%. Да и 82% граждан уже согласны с мнением, что в стране сейчас экономический кризис, подсказывает "Левада–центр". Каждый пятый респондент считает, что кризис будет очень продолжительным и его последствия будут проявляться на протяжении многих лет.
Странно, что сограждане не обращали внимания на кризис раньше, скажет любитель сводок Росстата. Экономика сократилась в ушедшем году на 3,7%, но главный вклад в это сокращение внесло падение инвестиций в основной капитал — на 7,6% и рекордное за два десятка лет снижение семейного потребления — на 10,1%.
При этом, отмечает Росстат, в 2015 году расходы домохозяйств превысили их доходы на 418 млрд рублей. Торговле это не помогло. Минэкономразвития, подводя итоги года, сообщило, что "глубина падения покупок продовольствия в 2015 году беспрецедентна, такой не было даже в кризис 1998–1999 годов, когда средний доход упал значительно сильнее".
Видимо, отечественный товаропроизводитель предлагает свою продукцию по ценам, недоступным большинству покупателей, особенно если учесть, что доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума достигла 13%. Возможно, происходящее и должно привести народное хозяйство к процветанию, но, согласитесь, идет оно к нему каким–то очень особенным путем.
Что дальше? Да ничего, говорит Минфин, предварительно спрогнозировав основные параметры развития российской экономики на ближайшие 15 лет. Если все пойдет так, как сейчас (то есть нефть не подорожает), то доходы населения вернутся на прежний уровень лет через десять. Может быть, и не вернутся, добавим мы, 10 лет — большой срок. Кто в 2013 году предсказывал события сегодняшнего дня? Во всяком случае не те, кто брал валютную ипотеку или покупал ТНК–BP.
Как люди могут отреагировать на перспективу провести ближайшее десятилетие без надежды на возвращение к прежнему уровню жизни? Ответ на такой вопрос лучше искать у психологов, например в работах Элизабет Кюблер–Росс, выделявшей пять стадий осознания смертельного диагноза. Прежде чем настанет стадия принятия, на которой лечение, к слову, еще возможно, пациент проходит несколько этапов осознания проблемы. Сначала больной решительно отвергает свой диагноз, отказываясь верить очевидному. Следующей эмоцией становится гнев и ненависть к врачам, а заодно и к тем, кто здоров или пытается вылечиться. Далее наступает интереснейшая стадия сделки. На этом этапе человек обращается к экстрасенсам, глотает народные средства, подбрасывает монетку, загадывая на здоровье.
Потом приходит депрессия. Мертвая неподвижность и равнодушие к окружающему миру, которая может длиться довольно долго. И наконец, наступает принятие — осознание того, что болезнь не прекратится сама собой, что ни слезы, ни чудеса не помогут и настала пора слушать рекомендации настоящих врачей. И тогда у тебя есть шанс.
Рассматривая нынешний кризис как опасную для экономики и общества болезнь, мы увидим эти стадии без труда. Первым этапом было отрицание даже таких очевидных показателей, как доля российской экономики в мировом ВВП, а также и доля рубля в мировом валютном обороте. Никто не верил в падение цен на нефть, а также в возможность многих других событий. Всем предлагалось посмеяться, но скоро смех сменился лютой ненавистью к тем, кто продолжал смотреть на цифры, вместо того чтобы верить телевизионным проповедникам, уверяющим в грядущих чудесах.
Можно подумать, что сейчас россияне оказались близки к принятию, судя по содержанию их ответов социологам и предсказанию депрессии, сделанному Минфином. Ничего подобного. Здесь мы видим типичную фазу сделки, когда бушует вера в волшебные ключи от поля чудес, а из всех углов выползают колдуны, рассказывающие, что сейчас надо только напечатать денег (объявить мобилизацию, закрыть банки, открыть новый технологический уклад, зафиксировать рубль и т. д.)… Терпение — и ваша щетина превратится в золото, как обещал герой культового советского боевика! Надо только вести себя хорошо, и все устроится само собой…
Не устроится. И стадию депрессии нам еще предстоит пройти. А вот какое лечение потребуется экономике на стадии принятия происходящего, будет зависеть от того, как надолго затянутся предыдущие этапы.