Арт-критик Станислав Савицкий - о выставке "Увидеть Париж".
Увидеть Париж не так сложно. Столько открыточных наборов и путеводителей о нем издано, что и Instagram не надо. Есть еще альбомы Утрилло или Атже, есть "Записки Мальте Лауридса Бригге" Рильке, в конце концов можно посмотреть "Париж принадлежит нам" Риветта или просто полистать хемингуэевский "Праздник". Возможностей совершить воображаемое путешествие в Париж так много, что ездить туда даже как–то неловко. Ну посмотришь все мельком, а потом прочтешь все, что толком не успел обдумать, в каком–нибудь авторском травелоге.
Другое дело — найти свой Париж, переиграв путеводители, романы и фильмы о нем на свой лад. Как Берлин, Нью–Йорк или Петербург, этот город ждет, чтобы каждый придумал его заново для себя. А так он — серия эффектных видов наподобие тех, что выставлены в особняке Румянцева на экспозиции о столице Франции и резиденциях вокруг нее. В общем–то это история про то, как город стал открыткой. На офортах XVII века мы видим новую суперсовременную европейскую столицу. В XVIII веке в Пале–Рояль кипит светская жизнь, а на окраинах зреет предреволюционное недовольство. После революции восстанавливается порядок, при Наполеоне III центр перестраивается в город бульваров, пассажей и променадов. Барон Осман, идеолог этой перестройки, — едва ли не главный герой выставки. Офорты, литографии, стереоскопические изображения, фото и оптические механизмы — предтечи современных визуальных технологий — рассказывают нам о том, как менялась столица жизнелюбия и гурманства. Панорама Шанзелизе длиной метра три, макет Вандомской колонны, сыгравшей злую шутку с Курбе, — тут много занимательного. В завершение вас ждет самое парижское из зрелищ ХХ века — подборка первых фильмов братьев Люмьер: рабочие выходят из заводских ворот вслед за симпатичными барышнями, облитый поливальщик — неискоренимая страсть французов к каламбурам и, конечно же, прибытие поезда на провинциальный вокзал. Париж — уже несколько веков одно из самых популярных зрелищ в мире. И неизвестно, как он эффектнее смотрится: если нагрянуть в недавно открывшийся Фонд Луи Виттона в Булонском лесу или сходить в Петербурге на выставку в особняк Румянцева.