Юрист Capital Legal Services Анастасия Кузьмина о том, как переломить негативную судебную практику и получить решение в свою пользу.
В последнее время суды в налоговых спорах по возмещению НДС все чаще встают на сторону налоговых органов и принимают решения в пользу бюджета. Даже добросовестному налогоплательщику крайне сложно добиться правды и склонить суд на свою сторону. Главным оружием в борьбе с налоговой являются документы. И подготовка к спору предполагает детальное изучение каждой бумаги с точки зрения ее полезности для налогоплательщика, чтобы иметь полный пакет документов еще на стадии досудебного урегулирования спора.
В конце 2015 года такая подготовка помогла нам переломить негативную судебную практику и получить судебное решение в пользу налогоплательщика в условиях, когда против нас были и налоговый орган, и даже Высший арбитражный суд.
Спор касался вопроса, насущного для многих экспедиторов и заказчиков транспортных услуг: какую ставку НДС (18% или 0%) применять в отношении услуг, оказанных на разных этапах перевозки экспортных товаров?
В постановлении Высшего арбитражного суда РФ от 30 мая 2014 года, которое должно было поставить точку в спорах о ставке НДС, понятие внутренней перевозки, предполагающей ставку 18%, оказалось размыто: непонятно, как отличить ее от этапа международной перевозки, где ставка 0%.
Налоговики игнорировали ранее принятые разъяснения ФНС России и толковали налоговый закон удобным для себя образом. При этом стали проводиться выездные налоговые проверки, по итогам которых возмещение НДС за трехлетний период признавалось незаконным в связи с неверной ставкой НДС.
В такой ситуации оказался и наш клиент. Его товар был перевезен из пункта, находящегося на территории России, в российский морской порт. Затем этот товар был продан и силами иностранного покупателя вывезен морем за рубеж. Налоговая до суда настаивала на том, что внешнеэкономическая сделка связана с перевозкой товара до порта, а составление международной транспортной накладной (CMR) расценивалось как однозначное доказательство причастности экспедиторов к организации международной перевозки. Из этого следовало применение нулевой ставки НДС.
Но после детального изучения всей документации, относящейся к движению товара, нам стало ясно, что российские экспедиторы не принимали участия в процессе международной перевозки.
Документы, представленные нашим клиентом (договоры, заявки экспедиторам, счета–фактуры, таможенные декларации, внешнеэкономические контакты), подтверждали, что экспедиторы отвечают только за российскую территорию и не имеют каких–либо взаимоотношений с иностранными перевозчиками. Так нам удалось доказать, что российский порт был не промежуточным пунктом международной перевозки, а конечным пунктом перевозки внутренней. С этой позицией в итоге согласился и суд.
Это дело подтвердило — если вы уверены в своих контрагентах, а также корректно оформляете документы (рассматривая каждый из них как потенциальное доказательство в споре с налоговой), то налоговых претензий можно не бояться.