В жизни как в кино

Дельцы с Уолл–стрит давно стали героями американских фильмов, в России эта тема до масскульта еще не дошла.

Разумеется, фильмов финансовой тематики снимается далеко не так много, как боевиков, мелодрам и дурацких комедий. Но сам факт появления такой темы в масскульте заставляет задуматься о природе явления. Уже были две части "Уолл–стрит", был и волк с этой самой улицы, был и "Предел риска" с Кевином Спейси. Последний пример — "Игра на понижение", в котором рассказывают не столько о причинах финансового кризиса 2008 г., сколько о людях, которые приложили к этому руку.
Главных героев сыграли звезды первой величины. Один только Брэд Питт обошелся авторам, пожалуй, в добрую часть 28–миллионного бюджета. Сборы в США превысили этот бюджет вдвое. Однако в России любимец женщин фильму помочь не смог, и с 21 января сборы фильма едва добрались до $1,1 млн.
Спрос определяет предложение. До сих пор сложно представить себе современный массовый фильм, снятый в России, где главный герой не бандит или не работник органов. Куда уж там до служащего инвесткомпании.
В силу опять же молодости страны капитализм у нас пока не получается, с таким–то перекосом в госсектор. Все еще нет и заметной прослойки среднего класса, да что уж там, доля малого бизнеса в ВВП не больше 5%.
Отсюда и низкая культура инвестиций: о том, что вклад в банке — далеко не самое выгодное предприятие, знает не каждый. Но все знают, что это надежно. По данным ЦБ, на начало ноября 21,2 трлн рублей накоплений россиян лежали в банках мертвым грузом.
Для финансовой системы РФ характерен очевидный перевес активов банковского сектора: с 2012 г. по отношению к ВВП они выросли с 79,6 до 101,1%, писал в прошлом году ЦБ. Вклады населения к концу первого полугодия 2015 г. составляли 27,2% ВВП. Не рискуют и пенсионные фонды, активы которых к ВВП составляют всего 6,5%. По данным ОЭСР, в большинстве стран около 20% пенсионных средств вложены в акции, еще 50% — в облигации. В России же пенсионные накопления почти на 60% сконцентрированы на тех же депозитах. Для сравнения: в тех же США еще в 2007 г. на депозиты приходилась всего 1 / 6 сбережений американских домохозяйств — $7,3 трлн. Еще $5,4 трлн приходилось на акции, $5,1 трлн лежали в паевых фондах, накопления на старость составляли $17 трлн.
Понятно, что далеко не все американцы понимают, как торговать на бирже: когда сбрасывать акции и покупать. За них это делают инвесткомпании и управляющие теми же пенсионными фондами. Речь о том, что они не боятся доверять управление своими деньгами чужим людям. И вот об этих людях снимают кино и сериалы, чтобы показать, чем они вообще занимаются. Российский Центробанк пытается сделать срочный и фондовый рынки привлекательными, но пока не особо успешно.
Речь идет о налоговых вычетах по индивидуальным инвестиционным счетам, которым чуть больше года. Месседж властей очевиден — несите деньги, не бойтесь. Но вот рецепта борьбы со страхом нового "МММ" пока никто не предлагает. Прозвучит наивно, но почему бы не попробовать действовать от обратного и не снять об этом кино. Пока Александр Бастрыкин и Игорь Сечин не заразили страну своими фобиями о спекулянтах и биржевых роботах.