Кто в России покупает гаджеты для слежки

Автор фото: Zuma/ТАСС

В российском обществе растет спрос на безопасность, который пытаются удовлетворить IT-компании, выпуская всевозможные гаджеты, услуги для отслеживания предметов и людей.

Петербургская компания "Тимтон груп" объявила, что сделала "интеллектуальную систему планирования дня и маршрутов для детей". По сути, это "умные" наручные часы для ребенка, с помощью которых родители могут за ним следить, с расширенным функционалом. "Родитель, установив на своем гаджете программу, сможет задавать маршрут ребенка, отмечать на карте опасные и безопасные зоны, просматривать историю перемещений", — поясняют в компании. Там уверяют, что использование подобных девайсов "в наше время — это наиболее эффективный и высокотехнологичный способ предотвратить происшествие".
Другая петербургская компания, First Line Software, в прошлом году анонсировала геотрекер iTraq, позволяющий отслеживать багаж, посылки, людей и животных, — устройство в виде брелока крепится к чему угодно.
"Растет спрос на безопасность", — поясняют в "ВымпелКоме" ("Билайн"). Операторы "большой тройки" уже давно оказывают услуги отслеживания абонентов (конечно, с их согласия) и для частных, и для корпоративных клиентов, а также сотрудничают в этой сфере с охранными агентствами. Более того, в "МегаФоне" говорят, что услуги это "не нишевые, а достаточно популярные".
Таким образом, слежка как услуга становится вполне востребованным и предлагаемым в различных вариантах продуктом. Отраслевые аналитики считают, что область эта весьма перспективная, но пока несколько недооцененная.

Дети в фокусе

Рынок носимых гаджетов в России еще невелик. И ассортимент довольно скромный, и покупатели. По количеству проданных экземпляров (400–500 тыс. в год, по разным оценкам) рынок не достигает и полпроцента от мирового (около 146 млн штук в 2015 году). Как отмечают в J'son & Partners Сonsulting, большая часть продаж приходится на спортивные часы и браслеты, а устройства для слежения занимают лишь небольшую часть рынка и пока не так популярны в России. "В основном сегмент таких устройств состоит из часов и браслетов для детей, оснащенных функцией, при помощи которой родители могут отслеживать местоположение ребенка", — констатируют в J'son & Partners. Аналитики уточняют, что и высокотехнологичные носимые устройства для детей в России тоже представлены в ограниченном ассортименте и в основном со стандартными функциями радио– и видеоняни: "Данный рынок только начинает зарождаться в России. Более того, на мировом рынке превалирующее число высокотехнологичных решений для детей находится на стадии разработки". Речь идет о всевозможных "умных" предметах детского гардероба: "умных" носках для младенцев, которые передают родителям жизненно важные показатели, или браслетах, которые сигнализируют, к примеру, когда ребенок ушел слишком далеко или пробыл под водой более 5 секунд.

Проблема внутри

Ассортимент техники для слежения в России даже в онлайн–магазинах не такой уж большой: маячки, GPS–трекеры, часы, браслеты. Дело в том, что их потеснили многофункциональные устройства. "Изначально, когда такие гаджеты только появились, они вызывали интерес, — рассказывают в "Связном", — но позже он стал снижаться, потому что подобные сервисы появились в смартфонах в виде приложений, также сейчас сервис геолокации предлагают операторы связи. Подобная функция есть и в других гаджетах, например в "умных" часах. Пользователю всегда проще купить одно мультифункциональное устройство".
В "Евросети" говорят, что и вовсе убрали GPS–гаджеты с полок, так как и объем рынка, и спрос ограниченный.
В МТС подчеркивают, что проблема таких девайсов заложена в них самих: "GPS–гаджеты зачастую имеют крайне ограниченную функциональность, а учитывая, что стоимость бюджетных моделей сопоставима со стоимостью бюджетного смартфона, на который можно установить не только приложение–трекер или активировать специальные услуги, но также использовать его для звонков, интернет–серфинга и развлечений, то выбор пользователя очевиден".

Самое время

Однако со стороны пользователей есть такой запрос, который смартфонами удовлетвориться не может, отмечают в агентстве TelecomDaily: "Например, для детей нужно совсем небольшое устройство, которое, если что, похитители не выкинут, в отличие от смартфона. В корпоративном сегменте нужны подобные мини–гаджеты для банков". В TelecomDaily уверены, что производители пойдут по пути наращивания специализированного функционала.
О том же говорят в "Тимтон груп". Там решили добавить в часы–трекер поистине оруэлловский функционал, "позволяющий систематизировать данные о загруженности ребенка, его пунктуальности, затратах времени на путь, учебу, спорт и дополнительное образование" ("система работает как строгий "воспитатель"), плюс родитель не только получает данные о нахождении ребенка, но и "будет слышать, что происходит вокруг" него.
Психолог–консультант Анастасия Маловская считает, что, несмотря на кризис, а может, даже благодаря ему спрос на отслеживание именно сейчас есть. Как ни парадоксально, но максимальный спрос на безопасность возникает не тогда, когда человек находится в зоне конфликта или ежедневно сталкивается с угрозой жизни, но тогда, когда он только предощущает это.
Использование GPS–трекеров можно интегрировать в образовательную программу начальных классов. Представьте себе экскурсию школьников, где никто и нигде не потеряется. Родителям, у которых воспитанием детей занимаются няни и сиделки, пригодится возможность незаметно послушать, о чем разговаривают няня и ребенок, все ли в порядке в процессе воспитания. Родителей, чьи дети учатся в обычных школах, интересует функция, позволяющая очерчивать безопасную зону для ребенка (периметр школы, двора) и вовремя получать уведомления, когда он покидает эту территорию.
Артем Мартыщенко
директор по развитию "Тимтон груп"
Тема живая, только в России есть законодательные проблемы с трекингом. Организации, предлагающие такие услуги, должны получать лицензию ФСБ. Это затраты. Услуга становится рентабельной, когда предоставляешь ее корпоративным клиентам, не частным. Если говорить конкретно о браслетах для детей, это не защита — они первыми полетят в мусорку, если ребенка захотят похитить. Если говорить про рынок M2M (обмен информацией между устройствами), то один из наиболее развивающихся сегментов — слежение за автотранспортом.
Юрий Брюквин
гендиректор агентства "Рустелеком"