Как с помощью соцсетей можно преодолеть кризис

Генеральный директор группы компаний "Фотосклад.ру" Алексей Банников - о том, как с помощью соцсетей можно преодолеть кризис.

Прошлый год был нелегким для российского e–commerce. Несмотря на многомиллионные инвестиции, закрылись "Сотмаркет" и Dostavka.ru, Enter закрыл все офлайн–магазины, уходят в регионы "Ютинет" и Е96. Да, средним игрокам, таким как "Фотосклад.ру", это часто на руку — рынок становится свободнее. Но ситуация в целом все же вызывает опасения. Мы ожидали традиционного притока клиентов в декабре, когда люди приобретают подарки и дорогую технику, но по факту получили средние продажи, не отличающиеся по результатам от любого другого периода. Виной тому очередной рост курса валют, от изменений которого рынок техники, полностью импортируемый, зависит в первую очередь.
Еще одна угроза нормальному развитию в 2016 году — неконтролируемый рост трансграничной торговли. В 2013 году на кроссбордер приходилось 20% всех продаж, в прошлом году — уже 30%, а в ближайшие год–два, по прогнозам экспертов, дойдет до 50%. То есть половину рынка займут китайские, английские, американские магазины, для которых в стране есть все условия для беспроблемной торговли. Зарубежным продавцам легко демпинговать — они не платят налогов, в то время как российские магазины платят НДС, НДФЛ, взносы в социальные фонды и в случае ввоза товара из–за рубежа выплачивают таможенные пошлины. Те же китайцы заинтересованы в захвате доли рынка и могут работать в убыток, российский ретейлер не может себе этого позволить. Пока российские и зарубежные магазины не уравняют в правах и обязанностях, мы в заведомо проигрышном положении: можем сколько угодно повышать уровень сервиса и предлагать особые условия — на выбор всегда влияет прежде всего цена. Особенно в кризис. Рост цен и снижение покупательной способности заметно изменили структуру спроса. Он сильно упал на гаджеты, экшен–камеры, квадрокоптеры, что логично, так как в пирамиде потребностей они находятся на самом верху. Спрос на фототехнику стабилен, а на смартфоны — растет. Это общая картина для всего рынка — покупатели более серьезно подходят к выбору товара, отказываясь от спонтанных покупок.
Кризис — время возможностей, особенно для тех, кто рассчитывает на собственные силы. Если у вас за спиной инвестиции, до поры до времени можно жить спокойно и рассказывать на конференциях об очередном успешном раунде. Но если цель — преодолеть кризис и вырасти, тогда придется сложнее. Шансов больше у тех, кто умеет оптимизировать расходы и работать с максимальной эффективностью. Среди точек роста выручки — регионы. Там конкуренция пока намного ниже, несмотря на наличие федеральных сетей и планы крупных игроков. Ну и, конечно, нужно вдумчиво работать с аудиторией, понимать ее потребности.
Помочь в этом могут социальные сети, постоянное общение, оперативное реагирование на отзывы. Мы пришли к выводу, что хороший контент, качественные уникальные обзоры техники отлично работают и повышают лояльность аудитории. В конце концов, именно за эту лояльность нам и придется бороться.