Уважаемый читатель,
в этом месяце Вы исчерпали лимит статей, доступных без регистрации.

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь:

Уже есть аккаунт в социальных сетях? Войдите через:

Сразу после регистрации Вы сможете
перейти к чтению статьи.

Уже зарегистрированы? Войти

Уважаемый читатель,
Вы выбрали опцию "Заплатить 500 рублей и продолжить чтение в течение 30 дней". Вы можете:
Уважаемый читатель,
В этом месяце Вы уже просмотрели 13 материалов, доступных без подписки. Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, оформите подписку.
Михаил Шевчук Все статьи автора
1 февраля 2016, 19:33

Россия включается в борьбу с корпорациями с патриотическим подходом

Владимир Путин согласился с идеей провозгласить персональные данные россиян в Интернете "государственной собственностью", чтобы ограничить деятельность международных интернет-корпораций. Как обычно, в России перегибают с патриотическим пафосом, объясняя происками западных спецслужб то, что во всем мире считается вопросом сугубо финансовым.

Международные интернет-гиганты, такие как Google и Apple, должны платить в России налоги в полном объеме. Эту тему в правительстве продвигали давно, и вот президент Владимир Путин поддержал ее, поручив профильным чиновникам к 1 сентября "подготовить предложения" по внедрению НДС с покупок у зарубежных интернет-компаний.

"ДП" составил путеводитель по самым интересным образовательным интернет-проектам

"ДП" составил путеводитель по самым интересным образовательным интернет-проектам

2362
Сергей Гуркин

Так называемый "налог на Google" — не только российская головная боль. Вкратце суть в том, что поскольку Интернет — понятие виртуальное, то многие крупные компании оказывают услуги за деньги по всему миру, физически не присутствуя, а значит, не подвергаясь налогообложению.

Лондонский опыт

Буквально на днях к финалу сложных переговоров на эту тему пришли в Великобритании. Это были именно переговоры правительства и корпорации, не вполне прозрачные, и они закончились сделкой: Google согласился заплатить 130 млн фунтов в качестве компенсации за недоплаченные налоги на протяжении последних 10 лет работы — считается, что это примерно 3% от прибыли, хотя размер прибыли на самом деле подсчитан довольно условно. По большому счету здесь корпорации пришлось поверить на слово, и критики правительства полагают, что на самом деле Google должен был заплатить в 10 раз больше.

Лондон вообще объявил налоговую войну мировым корпорациям. С 1 апреля 2016 года в Британии устанавливается новая ставка корпоративного налога для бизнеса с объемом продаж свыше чем на 10 млн фунтов в 25% от прибыли. Компании при этом должны будут сами заявлять о размерах прибыли. Это касается не только Google, естественно. Власти рассчитывают, что новый закон принесет миллиарды в ближайшие годы.

Реальные объемы прибыли довольно сложно подсчитать. Google держит филиалы в странах с низкой ставкой налогов — Ирландии, Нидерландах, Люксембурге. В конечном итоге зарегистрирована компания на Бермудах. Прибыль проходит сначала через филиал, а затем через штаб-квартиру (чисто формальную — в реальности там нет даже офиса) на Бермудах (технология называется "двойной ирландский сэндвич"). Все это позволяет выводить из-под налогообложения миллиарды долларов ежегодно — британские аналитики считают, что в офшорах у корпорации скопилось уже более $43 млрд. Официально боссы Google уходят от ответов на вопросы о деньгах, уверяя лишь, что работают и платят налоги в полном соответствии с британскими законами. Скорее всего, кстати, не кривят душой. Большинство онлайн-продаж в виртуальном пространстве "по документам" заключается вовсе не там, где физически сидит рекламодатель, а, например, на Каймановых островах.

Facebook тоже не чемпион по уплате налогов. В 2014 году он перечислил в британскую казну всего 4327 фунтов — это меньше, чем платит налогов средний работник, смехотворно мало для компании, показавшей выручку в 105 млн фунтов, и это только официально: эксперты утверждают, что на самом деле компания заработала больше. При этом все происходит по закону. Властям остается в бессилии пытаться строить юридические рогатки, но пока не очень успешно.

Как бы то ни было, а Лондон пришел хоть к какому-то соглашению с Google первым и единственным из всех остальных стран. Французы, итальянцы, немцы — все недовольны подходом мировых корпораций, и французские власти, например, тоже пару лет назад обсуждали налог на использование тем же Google личных данных граждан для продажи рекламы, а сейчас грозятся содрать с компании 500 млн евро компенсации. Но пока больше ни у кого не получилось заставить Google платить: во-первых, компания держит специальное подразделение из 10 человек в Брюсселе для переговоров и тратит на их содержание несколько миллионов в год, а во-вторых, все делается формально по закону.

Где пишут настоящую государственную идеологию

Где пишут настоящую государственную идеологию

848 1
Михаил Шевчук

Поэтому страшно интересно, что получится в итоге у Владимира Путина. В России принято видеть угрозу со стороны государства, блокировка и все такое, но на самом деле тот же Google способен и "самозаблокироваться", если его что-то не устраивает. Так было в Испании, где правительство решило обложить компанию налогом за агрегацию новостей — пожав плечами, Google просто закрыл новостные блоки на испанском.

Человеческие недра

Принадлежность персональных данных — вопрос дискуссионный. Гендиректор компании InfoWatch Наталья Касперская на встрече с Путиным предложила рассматривать данные как "информационные недра" страны и объявить их государственной собственностью. Она напирала на то, что данные лежат в иностранных компаниях и к ним "имеют прямой доступ иностранные спецслужбы". Президент с ней согласился, но вполне резонно спросить: а на каком основании? Персональные данные персонально пользователю и принадлежат, и считать их собственностью корпораций или собственностью государства — спор, в котором как-то не находится места самому человеку. Может быть, он вовсе и не хочет считать себя "недрами". В России, как обычно, перегибают с пафосом, по привычке придавая патриотический окрас любой идее.

Корпорация собирает данные пользователей, однако в обмен предоставляет услуги. Регистрироваться в соцсетях и подписываться под пользовательским соглашением никто не заставляет. Какие услуги предоставит в качестве альтернативы государство, не разъясняется.

По большому счету вся эта шумная кампания с персональными данными нужна только для того, чтобы внедрить механизм учета онлайн-продаж на территории России и, в свою очередь, на этом основании рассчитывать налоги, объем рекламы и заставлять корпорации платить. Но от министров не звучит вообще никаких цифр, что внушает подозрение насчет того, что эти цифры будут когда-нибудь названы и представлены как доходы бюджета. Российские власти, вместо того чтобы объяснять проблему на примере неуплаченных налогов — а это сотни миллионов долларов — предпочитают говорить об умозрительной угрозе "западной заразы". Может, считают, что это для россиян более понятно, но не факт, что это эффективный путь.

Другие статьи по темам

Показать комментарии
Комментарии:
To:
Новости партнеров
Реклама
Рецензия на киноКультура и ИскусствоКультураВладимир ПутинРецензияСанкт-ПетербургФинляндияГосударственно-частное партнерствоОтдых. Спорт. ТуризмМенеджерАвиакомпанииПулковоУрбанистикаРетейлТест-драйвРесторанный бизнесАвторская колонкаГосзаказыИнфографикаПакет ЯровойАрбитражГурманИнтервьюСанацияТорговляСексФутболМясная промышленностьКоррупцияМенеджментКиноСельское хозяйствоКонфликтыСтрахованиеСтроительствоПослание Путина 2016ОбществоФоторепортажСделкаБанкротствоСоциальные сетиСенная площадьКрасногвардейский районКитайОбщепитЗСДГостиничный бизнесМалый бизнесБлоги "ДП"ЗаконопроектФинансыФутбольный клуб ЗЕНИТОткрытие ЗСДНовости компанийРаботаРейтинги ДПХакерыАптекиЭкономикаНедвижимостьМираторгВеликобританияЕвроКонфликт акционеровГрозный обзорСнос ларьков на СеннойВасилеостровский районСудебные делаТранспортЛенобластьКоммерческая недвижимостьПрогнозВалютаШахматыЛукойлОткрытиеСудПрокуратураДорогиПлатные дорогиБанковский секторИмуществоДеловой тестСтроительство дорогНевский проспектГостиный дворСудебные спорыНовости СПбМиллиардерыТуризмТеатр Все теги
Основные рубрики ежедневной газеты "Деловой Петербург"
Бизнес-новости дня: Санкт-Петербург и Ленобласть, комментарии экспертов, заявления городских политиков, прогнозы развития событий. Финансовые новости (экономика, биржи, банки, ипотека, новости трейдинга, котировки валют, котировки акций). Рынок недвижимости в Спб, новости коммерческой недвижимости и строительства в Петербурге. Промышленный Санкт-Петербург, малый бизнес и предпринимательство в Спб, компании Петербурга, импорт, экспорт, экономическое развитие Петербурга и Ленобласти. Сделки, арбитражные споры, слияния, банкротства в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Политика в мире: конфликты, кризисы, переговоры, саммиты, международная дипломатия. Политика в России. Городские новости. Дороги Санкт-Петербурга. Интервью с петербуржцами, репортажи, события. Семинары и конференции для деловых людей.