Вокруг застройки яхт-клуба на Петровской косе за 6 млрд рублей разгорелся скандал

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

За привлекательную территорию яхт-клуба на Петровской косе развернулась борьба между чиновниками, профсоюзом и Парусным союзом. Яхтсмены доказали, что проект застройки участка изменяет его функцию на жилую, но чиновники продолжают это отрицать.

Вокруг перепрофилирования Речного яхт-клуба на Петровской косе под апарт-отель разгорелся скандал. Яхтсмены из Парусного союза Петербурга доказали, что проект предполагает снос яхт-клуба. Однако чиновники и профсоюз, который управляет этой территорией, продолжают отрицать планы сноса, ведь это перечеркивает идею сделать Петербург столицей яхтенного туризма, которую декларирует Смольный.
Как уже рассказывал "ДП", территорию клуба собираются реконструировать под апарт-отель со спортзалом и парковкой, а рядом с комплексом расположится храм. Заказчиком проекта и инвестором выступает компания "Экохолдинг", в которой отказывались обсуждать проект с "ДП". Проект оценивался экспертами в 3 млрд рублей, но в последнее время звучит вдвое больший размер инвестиций — 6 млрд рублей.
Основной пакет акций "Экохолдинга" — 40% — принадлежит братьям Вадиму и Олегу Епишиным (по данным СПАРК). Вадим Епишин известен петербургскому деловому сообществу как экс-руководитель ЗАО "Торговый двор", которое в 2000-х связывали с Игорем Яковлевым, сыном тогдашнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева. Земля, на которой планируются работы, является государственной и принадлежит Ленинградской федерации профсоюзов, поэтому не очень ясно, на каком основании к ее застройке вне конкурса допускают коммерческую компанию. Руководитель федерации Владимир Дербин при Владимире Яковлеве работал в Смольном и руководил комитетом по труду.
На схеме ниже красными квадратами отмечены территории, которые по первоначальному проекту нужно снести. Среди них и здание яхт-клуба. Примечательно, что сегодня Ленинградский профсоюз проводит пресс-конференцию, на которую не пустили Парусный союз с этой схемой. Вторая схема - доработанный вариант проекта. Различия читатель может оценить самостоятельно.
В Ленинградской федерации профсоюзов утверждают, что не планируют закрытие яхт-клуба. "Нормальной деятельности яхт-клуба мешает позиция городского комитета по физической культуре и спорту в лице его руководителей, а также "ветеранов" парусного спорта, которые не прилагают усилий к спасению парусного спорта в Петербурге", — говорит председатель федерации Владимир Дербин.
О какой позиции комитета по физической культуре и спорту идет речь, неизвестно. В самом комитете никакой позиции по этому поводу не имеют и говорят, что землей владеет федерация профсоюзов, да и вообще в Петербурге нет ни одного яхт-клуба, который бы принадлежал непосредственно Смольному. "К сожалению, средств, выделяемых собственниками, хватает только на текущее содержание объектов и обеспечение стоянки", — говорят в комитете.
Однако в комитете планируют изменить эту ситуацию с землей. Как там сообщили "ДП", прорабатываются варианты закрепления земельных участков, удобно расположенных для развития парусного спорта, за Школой высшего спортивного мастерства по водным видам спорта. Так, за ней хотят закрепить территорию яхт-клуба "Крестовский", а также пытаются добиться передачи участка на Петровской косе. Если передача произойдет, Смольный совместно с профильными спортивными федерациями готов разработать план их развития. Но на сегодня никакое финансирование развития яхт-клубов в бюджете города не предусмотрено.
Речной яхт-клуб является правопреемником старейшей спортивной организации России — Санкт-Петербургского императорского речного яхт-клуба, основанного в 1860 году. В советский период яхт-клуб находился в ведении различных профсоюзных организаций.
Земельный участок на Петровской косе был передан в бессрочное пользование яхт-клубу в 1934 году. В период 1965-1980 годов территория яхт-клуба была существенно увеличена за счет намыва новых площадей, а все сооружения были фактически заново построены. При этом большую часть расходов по строительству (более 90%) взяло на себя государство, поставившее на баланс предприятия "Мостотрест" все гидротехнические сооружения, составляющие основу яхт-клуба, как места базирования спортивных судов.
До 1992 года вопрос о разделе собственности или организации совместного управления яхт-клубом со стороны городских организаций не ставился. Предложение о переводе Центрального яхт-клуба в совместное ведение города и профсоюзов впервые было официально заявлено в 1994 году. В 2000 году на баланс Смольного передали причальные сооружения яхт-клуба площадью более 18 тыс. м2. Вопросы объединения удалось согласовать и оформить протоколом о намерениях только к середине 2003 года. Из-за смены руководства города начало реализации проекта было отложено.
Тем не менее в соглашении между Петербургом и Федерацией профсоюзов от 2007 года Центральный яхт-клуб обеими сторонами был признан объектом совместного ведения. "Практических действий по созданию совместного юридического лица опять сделано не было, в первую очередь из-за позиции профсоюзной стороны, продолжавшей эксплуатировать городскую собственность в своих интересах, не связанных с развитием парусного спорта. Опыт эксплуатации подобных сооружений, включая действующие в нашем городе, показывает, что яхт-клуб может функционировать автономно, за счет средств, заработанных от собственной деятельности. Существующую территорию и все сооружения на Петровской косе, 9, проектировались и строились как единый комплекс, способный и в нынешних условиях эффективно функционировать при правильном управлении и общественном контроле за расходованием денег. Выделение отдельных сооружений и участков территории на цели, не связанные с основной деятельностью яхт-клуба, недопустимо", — считают в Речном яхт-клубе.