На пике кризиса продажи книготорговцев выросли на 20%. Причина, однако, не столько в том, что петербуржцы стали больше читать, сколько в том, что книги сильно подорожали.
Кризисный 2015 год, который был официально объявлен годом литературы, оказался неожиданно благоприятным для книготорговцев. По итогам 2015 года продажи сети "Буквоед", крупнейшего игрока рынка, в деньгах выросли на 23,1%, до 2,2 млрд рублей. Продажи книг в интернет-магазине OZON выросли по итогам года на 15%, сейчас на книги приходится треть от общего объема продаж, сообщают в пресс-службе компании. "Подписные издания" нарастили продажи на рекордные 50%. В "Республике" говорят о росте продаж на площадках, существующих более 2 лет, — порядка 18%, а в магазинах, которые открыты в период 2013-2014 годов, — от 30% и более. Книжная продукция занимает 33-34% в общем товарообороте "Республики".
Впрочем, год литературы мало отразился на результатах работы книжных магазинов, единодушны участники рынка, в разгар кризиса потребители более чувствительны к цене, чем к официальным мероприятиям. Тем более наиболее массовый канал пропаганды — телевидение — своим вниманием год литературы обошел.
Книги вместо путешествий
"Рост продаж у нас в этом году очень заметный, и основной причиной помимо инфляции стало то, что социально активная и читающая часть населения в этом году не поехала в заграничные путешествия и осталась дома", — рассказывает Михаил Иванов. По его словам, еще летом рос спрос со стороны гостей города — книги покупали жители дальних регионов, куда ограниченные тиражи просто не доходят. "Накануне Нового года был просто колоссальный рост продаж за счет того, что книги покупали в качестве подарков те, кто обычно вообще уезжает на Новый год", — говорит Михаил Иванов.
Динамика числа читающих в России
Источник: данные "Левада центр"
"Петербург, бесспорно, читающий город, и продажи книг в нашем магазине радуют и внушают оптимизм", — говорит старший менеджер категории "Книги" сети "Республика" Юлия Сергеева. Первый магазин в Петербурге компания открыла в ноябре, в следующем году готовится открыть до трех магазинов. По ее словам, активно растут детская литература и подарочные издания.
В интернет-магазине OZON рост продаж связывают с контролем цен и улучшением условий доставки. Компания ежедневно сравнивает свои цены с ценами конкурентов и при необходимости снижает их. Также с середины года в Петербурге и Москве начала работать доставка на следующий день, что позволило заметно вырасти в этих городах, отмечают в пресс-службе.
Наиболее эффективный инструмент для повышения продаж книг — акция "три по цене двух" и скидочные предложения, но они не являются безусловными, — отмечают в сети "Буквоед", — успех зависит от того, имеет ли издательство достаточное количество однородного ассортимента. Например, акция "три по цене двух" хорошо работает с ассортиментом издательства "Азбука".
Встречи с автором, по мнению игрока, могут влиять на продажи при условии, что автор — популярная и медийная персона. Также хороший прирост показывают долгосрочные (более двух недель) тематические мероприятия, со специальными скидочными предложениями на соответствующую литературу: фестиваль хобби, творчества и детской книги, бизнес-недели, фестиваль духовной книги. "Фестивали, акции и культурные мероприятия также важны, поскольку влияют на формирование культуры чтения в целом", — говорит Юлия Сергеева.
Радоваться рано
В целом по рынку продажи книг в 2015 году без учета бюджетных продаж (учебники) и продаж по каталогам по итогам года прирастут на 5,6%, с 50,7 млрд до 53,5 млрд рублей, ожидают в "ЭКСМО", и в 2016 году положительная динамика может сохраниться.
Динамика коммерческого книжного рынка
Источник: данные "ЭКСМО"
Для книготорговли, объем которой снижается уже не первый год, наступили хорошие времена, но радоваться игроки не спешат. Дело в том, что количество проданных книг все-таки уменьшается. В натуральном выражении динамика рынка отрицательная, и в 2015 году продажи книг упали на 14,6%. Правда, в 2016 году ожидается замедление темпов до 7%, ожидают в "ЭКСМО".
Основные причины этого — кризис и рост стоимости книг. "Иностранные книги выросли в цене в два раза, русские — примерно на 15-17% из-за подорожавшей бумаги и авторских прав", — говорит Михаил Иванов, совладелец магазина "Подписные издания".