Елена Зборовская Все статьи автора
2 января 2016, 00:15 449

"ДП" подводит итоги 2015 года: главные события в страховании

 Главной темой года для страхового рынка стали тарифы по ОСАГО, подвергшиеся пересмотру, который улучшил ситуацию. Некоторые же другие отрасли страхования испытывали проблемы, а Центробанк приступил к перетряхиванию рынка.

В прошлом году после многолетних обсуждений игроки наконец начали реформу рынка ОСАГО, были приняты необходимые поправки в законы, пересмотрены лимиты выплаты, рассчитаны коэффициенты тарифов. И в текущем году страховщики дождались уже роста тарифов. Это заметно улучшило ситуацию по сборам, если бы не ОСАГО, страховщики показали бы минимальный прирост по собранным премиям.

Пятая часть российских страховых компаний уйдет с рынка в 2016 году

Пятая часть российских страховых компаний уйдет с рынка в 2016 году

4
Валерия Лебедева

В целом ситуация на рынке обязательного автострахования выглядит неплохо, чего не скажешь о других обязательных видах. Так, механизм страхования туроператоров показал свою полную несостоятельность. С прошлого года, когда страховщики ушли в убытки по данному сегменту из–за волны банкротств туроператоров, ситуация мало изменилась. Обострилось только нежелание компаний страховать такие риски. Также неудачная попытка навязать застройщикам страхование своей ответственности перед дольщиками привела к скандальному исходу.

Также в текущем году рынок в полной мере ощутил на себе работу регулятора — часты были случаи отзыва лицензий, в том числе у крупных петербургских игроков. В будущем году Центробанк планирует не только отзывать лицензии, но также и санировать страховые компании, так что, возможно, мы увидим интересные случаи консолидации игроков.

Рост тарифов

Долгожданный для страховщиков рост тарифов по ОСАГО помог им значительно нарастить сборы. Но реформа рынка привела к росту продаж поддельных полисов и жалобам клиентов. Реформу ОСАГО и повышение лимитов по выплатам правительство начало еще в прошлом году, но увеличение тарифов произошло только в текущем году. По данным Российского союза автостраховщиков, в октябре средняя стоимость полиса ОСАГО превысила 6,1 тыс. рублей, подорожав на 2,4 тыс. рублей, или 66%, по сравнению с октябрем 2014 года. В свою очередь, размер средней выплаты за год вырос на 77%, до 61,7 тыс. рублей.

Стоит отметить, что в 2015 году рост объема сборов страховщиков в целом был обеспечен как раз ростом стоимости ОСАГО. Так, в Петербурге за 9 месяцев объем собранных премий вырос на 9,1%, почти до 54 млрд рублей, при этом премии ОСАГО выросли сразу на 49%, до 9,5 млрд рублей.

На фоне роста стоимости полиса активизировали свою работу мошенники. Автовладельцы, не готовые к новой стоимости ОСАГО, оказались легкой добычей для продавцов поддельных полисов. Такие полисы на сером рынке можно было найти по 500 – 1500 рублей. По оценкам участников рынка, за текущий год было продано примерно 1 млн фальшивых страховок, или 2 – 2,5% от общего количества проданных договоров. Но и сами страховые компании оказались не промах. Часто они начисляли неверные коэффициенты к базовому тарифу ОСАГО, что ограничивало размеры скидок на полисы. Так что клиенты завалили Центробанк жалобами на страховщиков.

Теперь страховщики разрабатывают свой новый проект в ОСАГО — либерализацию тарифов, однако этот процесс может затянуться на 2 – 3 года, поскольку пока к этому рынок не готов.

ЦБ представит законопроект о санации страховых компаний в 2016 году

ЦБ представит законопроект о санации страховых компаний в 2016 году

1029
Валерия Лебедева

Остались без лицензий

В текущем году ЦБ , отличающийся жестким подходом к регулированию банков, провел также чистку и в круге страховых компаний. Лицензии теряли и петербургские страховщики. Так, в апреле лицензий лишились петербургские "Авеста" и "Авеста–Мед", а также старейший игрок рынка медицинского страхования — группа "АСК" (компании "АСК–Петербург" и "АСК–Мед"), в июле — СК "Славянка". В декабре регулятор отозвал лицензии компаний «Проспект» и «Жива», которая входила в страховую группу "Помощь". Причем ведущая компания группы — СО "Помощь" — с сентября работает с приостановленной лицензией. Теперь в Петербурге работает всего 27 страховщиков.

До сих пор страховым компаниям в случае отзыва лицензии была доступна только процедура банкротства. Однако Центробанк намерен в 2016 году вынести на обсуждение законопроект о санации страховщиков, наподобие механизма санации банков, который достаточно успешно работает с 2008 года.

Безнадежные туроператоры

Череда банкротств туроператоров в 2014 году привела к тому, что в текущем году от страхования таких компаний отказалось большинство крупных страховщиков.

Нежелание работать с данным сегментом они объяснили слишком высокими рисками и тем, что собранные премии не покрывают расходов на выплаты туристам. Данная позиция привела к тому, что туроператоры начали страховаться у мелких страховщиков.

В итоге одна из таких компаний — СК "Ллойд–Сити", застраховавшая 272 операторов (15?% рынка страхования туроператоров), сначала столкнулась с финансовыми трудностями, а потом дошла и до банкротства.

Очевидно, что механизм страхования ответственности туроператоров не работает. О своем разочаровании результатами применения вмененных видов страхования заявил и зампредседателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин. В декабре он вовсе предложил отказаться от обязательного страхования операторов.

Клиенты экономят

Непростая ситуация в экономике заставила компании и население сократить свои расходы, в том числе и на страхование. Чтобы совсем не потерять клиентов, страховщики стали активнее предлагать им полисы с франшизой (когда часть покрытия рисков берет на себя клиент). Наибольший рост продаж полисов с франшизой был в автостраховании каско, которое сильно пострадало из–за падения продаж автомобилей. В текущем году по сравнению с прошлым, по оценкам страховщиков, доля продаж каско с франшизой выросла с 10–15? до 60?%.

Механизм страхования с франшизой страховые компании стали активно предлагать также и корпоративным клиентам, оформляющим ДМС для сотрудников. В текущем году до 40?% клиентов пересматривали и сокращали свои пакеты ДМС, например, отказываясь от услуг стоматологии. Застрахованный по полису франшизой при этом может самостоятельно при обращении в клинику доплатить за необходимое ему лечение.

Новости партнеров
Реклама