Отношения России со странами Запада потихоньку начинают улучшаться, а вот в ситуации с национальной валютой пока похвастаться нечем. Шеф-редактор dp.ru Василий Латенко — о том, какие новые удары будут нанесены по рублю в 2016 году.
В последнее время внешнеполитические дела России пошли, кажется, на лад (разумеется, исключая противостояние с Турцией). Вот госсекретарь США Джон Керри приезжает в гости в Москву, где в свободное от переговоров время беззаботно прогуливается по улицам и общается с рядовыми горожанами. Вот стихает воинственный пафос в отношении Запада. Да и вообще, как ни пугали нас этим годом, а еще пара недель — и кончится он. Пережили. И пережили, кстати, не так плохо.
Однако другое дело — национальная валюта и национальная экономика. Тут похвастаться нечем. По крайней мере все события больно бьют по рублю, и дать сдачи не получается. К примеру, нынешнее изменение учетной ставки ФРС должно резко усилить доллар, это, в свою очередь, уронит цену на нефть, ну а она — рубль. Впрочем, США приготовили еще один сюрприз — страна собирается снять запрет на экспорт сырой нефти, который действует уже почти 40 лет. То есть переизбыток нефти увеличится. Что в этой ситуации будет с рублем и ценой на баррель, предугадать несложно.
Наконец, еще один удар наносит Китай. Как предрекают эксперты, темпы роста экономики Поднебесной могут замедлиться до 6,6–6,8% в 2016 году, прогнозирует Академия общественных наук КНР. В середине года экономисты предполагали рост ВВП в следующем году на 7%.
Мрачные прогнозы относительно рубля уже звучат со всех сторон. Вот вчера аналитики Альфа–Банка сообщили, что падение рубля продолжится — по их подсчетам, на конец 2015 года курс доллара составит 75 рублей, а в I квартале 2016 года — 80 рублей. По оценкам экономистов, рост ВВП России в 2016 году составит только 0,3%. Так или иначе, но все козыри пока находятся не в наших руках. И даже призрачных шансов на то, что ситуация изменится, нет. Внешние рынки закрыты, а те деньги, что были, продолжают утекать из страны — меняется только скорость бегства капиталов.