Как в Петербурге за пять шагов открыть диагностический центр с оборотом 3 млн рублей

Бизнесмен Семен Савченко рассказал "ДП" о том, как за пять шагов открыть в Петербурге диагностический центр, вложив 5-7 млн рублей. Окупить инвестиции получится за 2 года.

Предприниматель Семен Савченко в партнерстве с фондом Paul Ramsay Holdings открыл два диагностических центра, и за год работы компания достигла оборота более 200 млн рублей.
В 2016 году владелец планирует запустить третий центр, а до конца этого года провести 30 тыс. исследований.

Медцентр за пять шагов

Регистрация ООО займет примерно 15–17 дней. Постановка на учет в ПФР, открытие расчетного счета — 3–5 дней (до 3 тыс. рублей).
Уставный капитал — 10 тыс. рублей, юридический адрес с почтой будет стоить 10 тыс. рублей, государственная пошлина — 4 тыс. рублей.
Стоимость: 34 тыс. рублей; затраты по времени: 17 дней

2. Выбор и покупка оборудования

Выбор оборудования зависит от профиля будущего медцентра и возможностей учредителей. Например, небольшую клинику для профосмотров можно открыть, имея ультразвуковой сканер (1,7–2 млн рублей) и рентгеновский аппарат (2,5–3 млн рублей). При этом лабораторные исследования можно вывести на аутсорсинг. Диагностический центр требует компьютерного и магнитно–резонансного томографов (каждый стоит не меньше 17–20 млн рублей). Медоборудование можно купить в лизинг.
Стоимость: от 4,2 млн рублей; затраты по времени: 10–15 дней

3. Поиск помещения

Помещение выбирают под уже имеющееся оборудование. Важны: наличие электроэнергии нужной мощности, уровень шума и кондиционирование, планировка (необходимое количество и размеры кабинетов), однородность магнитного поля и др. При этом желательны долгосрочный договор аренды и удобное для пациентов расположение.
Стоимость: от 100–120 тыс. рублей; затраты по времени: 10 дней

4. Набор сотрудников

Участники рынка считают, что очень важно с самого начала набрать качественный и полный состав сотрудников, чтобы первые клиенты стали постоянными. Рекомендации клиентов — один из главных способов расширения клиентской базы клиник. Кроме бухгалтера нужно нанять двух администраторов (посменно), двух–трех врачей по направлениям центра, уборщика, ассистента врача. Зарплатный фонд в первый месяц составит от 350–400 тыс. рублей.
Стоимость: 350–400 тыс. рублей; затраты по времени: 10 дней

5. Интерьер клиники

Стоимость ремонта зависит от состояния помещения, но он в любом случае будет более масштабным, чем, к примеру, в общепите или торговле. Проект помещения и его ремонт будут стоить от 600 тыс. рублей для помещения с двумя–тремя кабинетами. Например, стойка ресепшен обойдется как минимум в 70–80 тыс. рублей, вывеска — в 20–30 тыс. рублей.
Стоимость: 700 тыс. рублей; 15–20 дней

Сколько стоит медцентр

Стартовые затраты на открытие центра с небольшим спектром услуг (например, для проф­осмотров) составят 5–7 млн рублей. Срок окупаемости — от 2 лет, рентабельность — около 20%. Средний счет — 3–5 тыс. рублей. На старте эксперты советуют не тратиться на рекламу и рассчитывать на контракты с другими клиниками или компаниями, которые будут направлять на осмотры сотрудников. Выход на b2c–рынок обойдется дороже на 30–50%, срок окупаемости в этом случае составит от 5–7 лет.

Диагностика на магните

Учредитель компании " Рэмси Диагностика " Семен Савченко до того, как открыть сеть диагностических центров, был топ–менеджером австралийского инвестфонда Paul Ramsay Holdings, который владеет 200 больницами в мире. Свой бизнес Семен Савченко начал при поддержке холдинга, но условия сотрудничества не раскрывает. "Я решил открыть бизнес в России, потому что по сути никогда не уезжал отсюда насовсем: я родился в Петербурге и, даже работая за границей, проводил тут по 3–4 месяца в году", — вспоминает он.

В Петербурге работать сложнее

Центры в Москве и Петербурге открывали одновременно — в январе 2014 года, но до этого более года ушло на подготовку, почти полгода — только на поиск помещения. Как рассказывает Семен Савченко, найти подходящее место для медцентра сложно: оно должно быть нежилым и иметь не меньше 200 кВт электроэнергии, но при этом не находиться в промзоне, куда трудно добраться клиентам.
На запуск центров потратили $7 млн собственных средств (в основном — доходов от инвестиционной деятельности учредителя). Из них $5 млн ушло только на оборудование — по два аппарата для компьютерной и магнитно–резонансной томографии для каждого центра и IT–инфраструктура для аппаратов. Но при желании на оборудовании можно и сэкономить (см. "Медцентр за пять шагов"), например выбрав менее затратный профиль работы. На рекламу почти не тратились, сразу начав работать в b2b–секторе: искали партнерские клиники, направлявшие пациентов на диагностику. Окупить вложения рассчитывают за 5–6 лет. Совокупная выручка обоих центров сейчас — около 17 млн рублей в месяц, в компании работают около 100 сотрудников. Семен Савченко рассказывает, что рентабельность бизнеса — около 15–20%, но это не средний по рынку показатель: для каждой компании он индивидуален. "Тут много факторов: например, учитывать ли амортизацию, какой срок для нее закладывать, — рассуждает он. — Мы, например, тратим деньги еще и на аудит: каждый месяц телерадиологическая компания забирает часть наших снимков и проверяет их качество".
Сейчас "Рэмси Диагностика" планирует открытие в 2016 году третьего центра, на этот раз уже на кредитные средства. За 2014 год компания провела около 17 тыс. исследований, за 2015 год планирует довести это число до 30 тыс. "В московском центре средний чек заметно выше, а пациентов больше; в Петербурге работать гораздо сложнее", — резюмирует предприниматель.

Кризисные снимки

Объем петербургского рынка платных медуслуг участники оценивают в 40 млрд рублей, на рынке несколько десятков крупных игроков ("АВА–ПЕТЕР", "Меди" и др.) и несколько сотен малых и средних.
Марина Власова, председатель совета директоров сети клиник "Она", рассказывает, что в последнее время спрос на диагностические услуги заметно снизился. Если несколько лет назад люди делали снимки, приходили на диагностику по собственной инициативе, то теперь ограничиваются тем, что прописал врач. "Кроме того, все стараются записаться на время акций и скидок, когда цена ниже на 15–25%, — добавляет она. — Зарплаты врачей при этом не меняются, и в итоге мы теряем в выручке".