Адвокаты хотят обязать следствие копировать документы при обыске и описывать вещи за 5 дней

Автор фото: Екатерина Титова/Коммерсантъ

Петербургские адвокаты предлагают обязать следственные органы копировать документы при обыске и описывать изъятые вещи за 5 рабочих дней, а не за год.

Члены совета Адвокатской палаты Петербурга разработали поправки в УПК, регламентирующие проведение обысков бизнеса по уголовным делам. Петербургский бизнес–омбудсмен Александр Абросимов уже включил эти предложения в доклад генпрокурору РФ Юрию Чайке, а также представит их в ежегодном докладе федеральному бизнес–омбудсмену Борису Титову. Основные предложения — перевести статью о незаконном предпринимательстве из уголовного в административный кодекс, расширить возможности подачи жалоб и др.

Куда уходит изъятое

Сейчас, согласно УПК, при обыске сотрудники правоохранительных органов обязаны дать предпринимателю возможность копировать данные на электронных носителях, а петербургские адвокаты предлагают прописать эту обязанность и для бумажных документов. А также — проводить осмотр изъятого за 5 рабочих дней. "Мы узнали, что изъятые у нашей компании вещи были описаны почти через год", — пояснил эту необходимость на круглом столе, организованном Александром Абросимовым, предприниматель Никита Абрамидзе. После заведения в 2014 году уголовного дела о мошенничестве на его компанию по организации праздников "Мегастар" он более полугода провел в СИЗО. Затем, рассказывает бизнесмен, суд вернул дело прокуратуре за отсутствием состава преступления, а изъятые вещи, включая аудиозаписи, ноты и партитуры компании вернули в непригодном состоянии. О похожих нарушениях правоохранителей рассказывает адвокат компании "Анри центр" Сергей Семенов. "Гендиректора ООО "Анри центр" Ольгу Захарову обвинили в контрабанде 7 лет назад, и изъятая у компании нефть хранится на складе до сих пор, — говорит он. — За это время экспертиза доказала, что продукт соответствует заявленному, а 400 т нефти из 8 тыс. т пропали, что следователь объяснил "естественной убылью и другими причинами". Статья была декриминализирована, но дело не закрывается". Он добавляет, что затраты на хранение достигли 320 млн рублей, притом что изъятый товар оценивается в 100 млн рублей.
"Нужно законодательно закрепить возможность для бизнес–омбудсмена вносить представления на имя прокурора", — добавляет вице–президент Адвокатской палаты Петербурга Юрий Новолодский.
Член совета Адвокатской палаты Юрий Тенишев добавляет, что в ст. 182 необходимо уточнить право предпринимателя на адвоката. "Сейчас там указано: "защитник вправе присутствовать", но ждать его никто не обязан", — говорит юрист. На это замруководителя Второго управления по раскрытию особо важных дел ГСУ СК РФ по Петербургу Александр Осипкин возражает, что адвокат может быть в отпуске, а подозреваемые могут пользоваться этим для переноса проверки. Другие предложения адвокатов он также считает невыполнимыми: "К примеру, расследуя дела турфирм, мы вывозили документы "газелями", и, если это копировать на месте, следствие будет длиться вечно. За 5 дней это тоже невозможно сделать, а сейчас в законе приемлемая формулировка: "в разумные сроки", — поясняет Александр Осипкин.
Андрей Доронин, начальник контрольно–методического отдела по экономическим преступлениям ГУ МВД по Петербургу, уверен, что все не так плохо. "За неполный 2015 год в городе заведено более 4 тыс. дел по экономическим статьям, а жалоб было всего 44, и все они признаны необоснованными", — говорит он. Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Петербурга Лариса Дордий рассказывает, что предприниматели боятся отстаивать свои права, считая, что это приведет к большему давлению правоохранительных органов, и нередко предпочитают дать взятку. За последние несколько лет, говорит она, в Петербурге были заведены три дела о вмешательстве в законную работу бизнеса, по 10 делам есть решения о возмещении убытков пострадавшим компаниям. "Важно, чтобы появлялись прецеденты и чтобы бизнес не только добивался возврата своих вещей, но и боролся за права, — считает Лариса Дордий. — Я думаю, что не обязательно менять УПК, при строгом его соблюдении проблем не будет".
Александр Абросимов возражает, что к коррупции бизнес подталкивают сами правоохранители. "Иногда предпринимателям просто некуда деваться", — считает он.
Совладелец компании по производству мясных полуфабрикатов "Экологические линии" Олег Ефремов тоже сомневается, что предложения адвокатов спасут ситуацию. "В моей компании оборудование изымали совсем без уголовного дела, а просто в рамках проверки по заявлению", — говорит он.