Как петербургские ретейлеры готовятся к "Черной пятнице"

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Станислав Красильников

В разгар кризиса ретейлеры ждут от проведения онлайн-распродаж "Черная пятница" кратного роста продаж и пытаются вывести акцию в офлайн. Однако не для всех отраслей идея эффективна.

Единая онлайн-распродажа большого числа торговых операторов "Черная пятница" как идея зародилась в Америке, но вот уже третий год подряд акция проводится и в России. В кризис внимание потребителей к разнообразным скидочным программам усилилось, и ожидания от завтрашней акции "Черная пятница — 2015" у ретейлеров самые радужные.
По данным опроса ресурса "Промокадабра", в этом году 90% опрошенных пользователей портала планируют принять участие в распродаже. Для сравнения: в 2014 году в распродаже приняли участие только 41% пользователей. Распродажи "Черная пятница" проводятся на единой онлайн-площадке. Большинство операторов участвуют в акции только в пятницу, но некоторые предлагают скидки весь уик-энд.
Сеть "Буквоед" в прошлом году участвовала в акции на базе общей электронной площадки, а в этом году распродажи проведет собственный интернет-магазин компании. "Акция привлекает ретейлеров тем, что позволяет сделать короткое предложение для наиболее активных и внимательных клиентов, привлечь новых покупателей, которые не могли себе позволить какие-то товары", — говорит Денис Котов, генеральный директор книготорговой сети "Буквоед". По его словам, акция довольно успешная: продажи во время ее проведения вырастают на несколько миллионов рублей, к тому же популярность распродаж набирает обороты.
В текущей экономической ситуации покупатели все больше стараются совершить выгодные покупки по акциям, отмечает Александр Федосов, вице-президент по маркетингу Media Markt. По его данным, продажи в "Черную пятницу" у большинства ретейлеров, как правило, показывают кратный рост по отношению к средним значениям ноября.
В период акции выручка интернет-магазина "Евросеть" в прошлом году выросла более чем в 2 раза. Однако не стоит забывать, что в прошлом году ажиотаж также был связан с  паникой из-за ослабления рубля, покупатели ожидали глобального повышения цен, подчеркивают в компании.
Судя по данным опроса "Промокадабра", женщины в этом году планируют покупать в первую очередь одежду и обувь (76,1%), косметику и парфюмерию (37,4%) и детские товары (31,7%). А 40,1% мужчин намерены купить одежду и обувь, бытовую технику (39,1%) и электронику (смартфоны — 39,4%, планшеты — 39,4%).
Подогреть интерес и офлайн
Наряду с интернет-магазинами в акции принимает участие и офлайн-торговля. Так, ХК "Адамант" уже не первый год проводит ночную распродажу в своих торговых комплексах. В этом году акция "Ночь больших скидок" пройдет одновременно в семи торгово-развлекательных комплексах: во всех ТРК "Континент" (на Стачек, на Звездной, на Бухарестской, на Байконурской), а также в ТРК "Меркурий", "Заневский Каскад" и "Балкания NOVA". Скидки некоторых арендаторов этих комплексов будут достигать 70%. Также традиционные распродажи пройдут и в торговых комплексах "МЕГА".
Компания “220 Вольт” в этом году делает пробные распродажи в восьми офлайновых магазинах сети в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Казани и Нижнем Новгороде. По итогам 4 дней распродаж в 2014 году число заказов онлайн увеличилось на 56%, оборот — на 48% по сравнению с аналогичным периодом, приводят данные в "220 Вольт". Если акция в офлайне пройдет успешно, то в следующем году в ней будут участвовать все розничные точки сети, обещают в компании.
Заинтересованность ретейлеров в проведении акции в обычных магазинах легко объяснима: в условиях снижения покупательной способности петербуржцев обороты торговли падают. Так, "Петростат" приводит статистику, по которой оборот розничной торговли непродовольственными товарами в январе-октябре 2015 года составил только 547,9 млрд рублей, более чем на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Дополнительная возможность подогреть интерес покупателей сейчас не лишняя.
Пример заразителен
Кризис заставил присмотреться к эффективному маркетинговому инструменту и представителей других отраслей. Так, например, сеть фитнес-клубов "Алекс Фитнес" в этот уик-энд будет продавать абонементы по специальным ценам. "Формат распродажи более чем уместен в концепции фитнес-клуба. Подобный инструмент является хорошим источником привлечения новых клиентов, а также существующих — некоторые при действующем абонементе покупают новый, если цена им кажется привлекательной в рамках специального предложения", — говорит президент холдинга "Алекс Фитнес" Алексей Ковалев. Акция пройдет онлайн — на сайте alexfitness.ru будут продавать абонементы в любой клуб по сниженной цене.
Московские строительные компании этим летом провели "Черную пятницу" на рынке жилья. Хотя результаты эксперимента оказались успешными, в Петербурге запланированная акция по распродаже жилой недвижимости не состоялась. В городе просто не нашлось достаточного числа желающих скинуть цену на жилье, объясняют участники рынка.
Основной претензией потребителей к российским распродажам остается слишком маленькая скидка и ограниченный ассортимент товаров, которые участвуют в акции. Так, например, продавцов техники и электроники обвиняют в попытках избавиться от непопулярных моделей. Тем не менее многие ретейлеры подчеркивают, что ассортимент будет широким. Так, "Евросеть" предложит в 5 раз больше позиций товара — около 1 тыс. наименований — и скидку до 60%. МТС предложит больше 200 моделей устройств со скидкой до 80% от их обычной стоимости. В Media Markt по акции будут продаваться более 50 брендов со скидкой до 90%.
"Черная пятница" в России — еще один пример заимствования зарубежных маркетинговых технологий, и, как показывает практика, далеко не все умеют правильно использовать этот инструмент, — говорит Алексей Ковалев, — покупатели часто остаются разочарованы, если, например, объявив "Черную пятницу", продавец делает скидки далеко не на все или не на самые популярные товары".