Удержаться на плаву

Рынок демонтажных работ объемом около 500 млн рублей зависит от неплатежей и демпинга и пытается удержаться на плаву за счет диверсификации.

В2015 году объем петербургского рынка демонтажных работ, по оценкам его участников, сократился не менее чем на 20–25%. Эта тенденция началась еще в прошлом году. "В сравнении с прошлым годом можно говорить о вялотекущем, но снижении", — говорит глава компании "Терминатор" Кирилл Орт.
Падение рубля влияет на отрасль негативно. "Рынок демонтажа работает только с зарубежным оборудованием, поэтому программы импортозамещения и законодательные ограничения сказываются на отрасли через рост цен на оборудование, — рассказывает управляющий партнер компании "Размах" Сергей Ефремов. — По нашим оценкам, цены на спецтехнику поднялись на 17%". По мнению управляющего директора компании "Ирон" Максима Рота, заметно выросла стоимость дизельного топлива и расходных материалов, а цена на запчасти выросла вдвое.
Влияет и удорожание стоимости кредитов. "Компании, которые до кризиса брали на себя много кредитных и лизинговых обязательств, превратились в живых мертвецов, работающих в убыток", — констатирует Сергей Ефремов.
Мнения участников рынка относительно того, сокращается ли объем заказов от строителей, расходятся. Некоторые говорят также о постоянных задержках платежей со стороны заказчиков.

Тенденции

Реновация промышленных зон и создание площадок для индустриальных парков, по мнению Сергея Ефремова, — ключевая тенденция развития отрасли.
Еще одна особенность работы — более пристальное, чем раньше, внимание со стороны государства. "Основная проблема развития рынка — ужесточение требований со стороны ГИОП, — уверен директор по строительству "ПСБ ЖилСтрой" Дмитрий Михайлов. — Многие инвесторы боятся браться за проекты в исторической части города, а это ведет за собой и уменьшение фронта работ для демонтажных организаций".
В непростые времена заметной проблемой отрасли остается демпинг. "Работы мало, и компании хватаются за любые предложения, — рассказывает Максим Рот. — Ими предлагается такая цена, что даже при наличии всей необходимой техники за такие деньги эту задачу выполнить невозможно. Ее и не выполняют. Но заказчик уже ориентируется на эту цену. И потом, когда ищет замену, больше платить уже не готов".
Впрочем, Дмитрий Михайлов ощущает значительный рост профессионализма исполнителей: "Многие берут на себя весь комплекс работ — от оформления разрешительной документации до экологического сопровождения. Исчезает дух авантюризма, который был присущ рынку в нулевых. Хотя, конечно, на рост качества работ влияет ответственная работа надзорных органов, а также контроль общественности".
"При нынешней экономической ситуации о закупке новой техники не может быть и речи, — говорит Максим Рот. — А некоторые компании даже продают часть своей техники, чтобы удержаться на плаву".
"Нашего технического потенциала вполне достаточно для реализации тех задач, которые сегодня есть, — добавляет Кирилл Орт. — Ни в модернизации, ни в каком–то резком усилении просто нет потребности".
Участники рынка сходятся на том, что для выживания необходимы перемены. "Это можно осуществить за счет диверсификации портфеля заказов: развития в регионах, работы с различными отраслями промышленности, комплексной реализации услуг", — рассказывает Сергей Ефремов.
"Нужно переходить от узкоспециализированных монтажных работ к генподрядным, к работам полного цикла", — соглашается Кирилл Орт.