Перед прыжком надо нащупать опору для толчка

Руководитель группы компаний "Буду Мамой" Роман Ротблат — о том, как ретейлу пережить кризис.

Рынок товаров maternity (товары для материнства) — и в первую очередь современной одежды для будущих мам — в этом году очень волатильный. Начало года в противоположность всем пессимистичным прогнозам было для нас отнюдь не минорным. Летом ожидаемо наступил сезонный спад, который, однако, вопреки всему опыту fashion–ретейла затянулся по сегодняшний день. И если в 2008–2009 годах фаза падения была резкой и краткосрочной (не более года), то сегодняшняя ситуация, увы, похоже, заставит всех розничных операторов "стать стройнее" на более длительный срок. Скорость и глубина падения национальной валюты заставили нас значительно переориентировать производство на пошив внутри страны. Несмотря на то что ткани мы продолжаем покупать за рубежом, нам пока удается удерживать себестоимость готовых изделий на разумном уровне. Общаясь с коллегами и анализируя информационные источники, можно сделать вывод, что наш maternity–сегмент по уровню востребованности у молодых женщин и рентабельности бизнеса располагается сейчас как раз посерединке между одежным и детским ретейлом. И мы стараемся использовать это преимущество по полной.
Наша компания работает и на оптовом, и на розничном рынке. Мы единственные, кто в рознице делает акцент на собственные магазины. Из 135 наших магазинов доля франчайзинговых не превышает 10%. Все остальные операторы этого бизнес–направления делают ставку на оптовые поставки в неконтролируемую розницу или франчайзинговые магазины. А эта конструкция как была, так и остается очень неустойчивой и мало контролируемой держателем бренда. Особенно непростая ситуация с такими продажами и партнерами сейчас в регионах, где наблюдается серьезный спад деловой и покупательской активности. Сейчас перед всеми операторами розничного рынка — может быть, за исключением продуктового, — стоит задача выжить, но при этом желательно сохранить команду и активы. Мы поставили перед собой более сложную цель: не просто выжить, но и завоевать больше рынка. Причем оторваться от других участников нашего сегмента настолько, чтобы нас уже было никому не догнать. Время для экспансии сейчас самое подходящее. Арендодатели становятся более сговорчивыми. Не все операторы fashion–ретейла переживут эти времена, появляется много интересных локаций в раскрученных или перспективных торговых центрах. За 2015 год нами будет открыто 14 новых магазинов. На следующий год темпы открытий хотим сохранить.
Мы продолжаем экспериментировать с ассортиментом. Ищем интересные маркетинговые идеи. По–другому сегодня невозможно. Наше развитие со стороны может показаться не столь быстрым, как это было в предыдущие годы, но оно поступательно и главное — выдержано в оправданном нашей экономикой темпе. Предполагаем, что в 2017–2018 годах сделаем мощный рывок. А перед прыжком всегда надо нащупать опору для толчка, выбрать направление и после этого взлететь. Беременность — это время перемен. И мы стараемся не разочаровывать нашего непростого покупателя.