Google, Amazon и WalMart в ноябре надеются получить долгожданное одобрение регуляторов США, чтобы взяться за рынок доставки товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов - дронов. Крупнейшие российские ретейлеры тоже готовы использовать беспилотники, если будет спрос клиентов и поддержка государства.
Google
,
Amazon
и
Walmart
активно разрабатывают проекты использования дронов для доставки товаров и планируют получить согласие властей США на это. Крупнейшие в мире сетевые ретейлеры, IT-корпорации и производители дронов до 20 ноября подготовят свои рекомендации по использованию беспилотников в коммерческих целях.
Сейчас использование дронов частными компаниями ни в одной стране законодательно не регламентировано. В случае одобрения властей США будет создана целая новая отрасль аэрокурьерской доставки, говорят аналитики, они пророчат ретейлерам миллиардные прибыли.
В ближайшие десять лет, по оценкам Счетной палаты США, от использования дронов во всем мире можно будет выручить $82,1 млрд, в новой индустрии будет занято больше 100 тыс. человек.
Закон для дрона
Читайте также:
Миниатюрный дрон ZANO будет выпущен в 2015 году
Рабочая группа, в которую входит 25 компаний, должна подготовить рекомендации по регистрации беспилотных летательных аппаратов в Федеральное управление гражданской авиации (FAA), сообщает издание Pcworld. В частности, компании выступят с предложениями о регистрации дронов, а также представят перечень беспилотников, которые будут освобождены от постановки на учет.
Ожидается, что новые правила FAA сделают возможным широкое использование дронов в коммерческих целях. В июне замглавы FAA Майкл Уитакер заявил, что управление рассчитывает завершить подготовку правил в течение года. Через месяц стало известно о достижении первых договоренностей между NASA и 13 компаниями, включая Amazon и Google, по вопросам создания единой системы управления полетами дронов.
В будущем все дроны, коммерческие и некоммерческие, будут подлежать обязательной регистрации, заявил этой осенью глава Минтранса США Энтони Фокс. Предварительно, на право управления беспилотником сможет претендовать кандидат не младше 17 лет, прошедший тест на знание правил регулирования воздушного движения, результаты которого придется подтверждать каждые два года. Стоимость сертификата, как ожидается, составит не более $300.
Первый закон об использовании коммерческих дронов президент США Барак Обама подписал еще в начале 2012 года. Через два года более 2,1 тыс. компаний в стране получили разрешения на испытания и использование беспилотников, в первую очередь инфраструктурные и девелоперские компании, а также киностудии и сельхозпредприятия.
В 2014 году 89% рынка дронов пришлось на военные поставки, 11% — на гражданские, оценивают аналитики Teal Group. Однако к 2024 году военные поставки составят 72%, коммерческие — 23%, 5% — поставки частным лицам.
Десятикратное ускорение
Одной из первых коммерческую беспилотную доставку организовала немецкая почтовая служба DHL. Компания испытала пилотный образец дрона в конце 2013 года и через девять месяцев запустила службу срочных посылок на остров Йюст в Северном море у побережья Германии. Позже о намерении использовать беспилотники заявили Amazon, Google, почтовая служба FedEx и несколько пиццерий в разных странах, в том числе и в России.
В начале ноября Google обнародовала планы в 2017 году начать использование дронов для доставки товаров своим клиентам. Причем разработка проекта Project Wing началась еще в 2013 году в научной лаборатории Google X. Первые дроны собственной разработки компания испытывала в Австралии.
Тогда предполагалось, что они будут использоваться для ликвидации последствий стихийных бедствий или срочной доставки медикаментов. Однако позже корпорация перешла на тестирование доставки обычных товаров, таких как еда и напитки, которые можно заказать через мобильные приложения.
Amazon впервые протестировал доставку в рамках проекта Prime Air в открытом пространстве еще в декабре 2013 года. В прошлом году крупнейший в мире онлайн-рeтейлер подписал соглашение о покупке за $775 млн производителя роботов-грузчиков Kiva Systems. Проект Amazon предполагает доставку товаров в течение 30 минут после оформления заказа. Максимальная масса посылки — 2,3 кг. Это предельный вес 86% всех покупок в Amazon.
В сентябре к тестированию "небольших беспилотных летающих систем" в закрытых помещениях приступил крупнейший в мире ретейлер WalMart, сообщал The Wall Street Journal, теперь же компания готова перейти к тестам на открытом воздухе.
WalMart планирует доставлять товары из супермаркетов сети до автомобилей клиентов на парковке, а также из своих грузовиков прямо до крыльца покупателя. Также ретейлер намерен с помощью дронов оптимизировать работу на своих складах.
В то же время сооснователи Skype Янус Фриис и Ахти Хейнл инициировали проект наземной локальной доставки товаров при помощи колесных роботов. Он может быть реализован в США и Великобритании уже в 2016 году. Представители компании считают, что использование таких роботов сократит стоимость доставки примерно в 10–15 раз.
В рамках сделанного "скайповцами" стартапа Starship Technologies планируется создание парка колесных роботов, которые будут доставлять товары клиенту в радиусе 5 км от точки заказа. Такие почтальоны-роботы смогут перевозить груз весом до 18 кг. Посылки будут уложены внутрь робота, и получить их сможет только адресат. Отслеживать доставку можно будет с помощью специального мобильного приложения.
Пицца по воздуху
В России первая попытка законодательно регламентировать использование дронов была предпринята в июне 2015 года. Тогда Госдума одобрила в первом чтении законопроект, позволяющий не сертифицировать и не регистрировать беспилотники весом менее 30 кг.
Законопроект до сих пор находится на стадии рассмотрения. Пока что необходимо получать лицензию на управление любыми дронами и согласовывать использование беспилотного пространства.
Еще летом 2014 года в Сыктывкаре во время рекламной акции компании "Додо Пицца" была организована доставка с помощью радиоуправляемого дрона заказов из ресторана на расположенную неподалеку площадку. Тогда акция анонсировалась как "первая в мире коммерческая доставка пиццы по воздуху".
Однако транспортная прокуратура обвинила главу московской компании, предоставивший сыктывкарской пиццерии робота-курьера, в нарушении правил использования воздушного пространства и оштрафовала на 50 тыс. рублей. Позже Сыктывкарский суд отменил этот штраф.
Если говорить о наземных беспилотных машинах, то в данный момент широко обсуждается проект КамАЗа совместно с российской компанией Cognitive Technologies. Дорожная карта AutoNet для его запуска подготовлена в рамках президентской программы "Национальная технологическая инициатива". Серийная сборка беспилотных КамАЗов в России предположительно начнется к 2022 году.
Кроме того, в начале октября вице-президент "Группы ГАЗ" Елена Матвеева сообщила, что ГАЗ готов к выпуску беспилотного грузовика "Урал" и автобуса для нужд ЧМ-2018 при наличии господдержки. Однако конкретных сроков и подробностей представитель автоконцерна не называет.
Утюг не полетит
Крупнейшие российские интернет-магазины готовы разработать и запустить сервис доставки товаров с помощью дронов, в случае, если на эту услугу будет хороший спрос со стороны клиентов, а власть поддержит инициативу на уровне законов.
Использование дронов может стать эффективным решением проблемы срочной доставки в городских условиях, считает руководитель направления "Доставка Юлмарт" Дмитрий Чмель. Клиенты с каждым годом становится все требовательнее, и в перспективе система логистики компании, будучи достаточно гибкой, может позволить оперативное внедрение таких инструментов, как беспилотники. Но сейчас покупатели еще не готовы к новой услуге: безопасность использования аппаратов и сохранность перевозимых товаров вызывает у них много вопросов.
Представители
Ozon
также рассматривают использование дронов в отдаленной перспективе: "Мы хотели попробовать сервис в Твери, около которого располагается наш склад. К сожалению, компания, которая хотела помогать нам с доставкой заказов дронами, не смогла доставлять их от нашего склада до центра Твери из-за большого расстояния. Будем рады попробовать сервис в будущем, он нам интересен".
У беспилотной доставки еще очень долгий путь до прихода в нашу жизнь: легализация, снижение стоимости такой услуги, принятие ее потребителем. По словам главы электронного дискаунтера Ситилинк Михаила Славинского, покупатель техники чаще всего выбирает самостоятельный способ получения в магазине или пункте выдачи, где товар можно осмотреть и при необходимости сразу вернуть.
"Думаю, в ближайшей перспективе дроны могут быть задействованы в доставке других предметов: продукты питания и товары для хозяйства. Мы держим руку на пульсе изменения потребительских предпочтений, и как только наш покупатель начнет выбирать такой современный способ получения заказа, мы будем готовы экспериментировать", — резюмирует Славинский
Между тем, в
"Связном"
считают, что сейчас использование дрона для доставки товара в России является не более чем PR-ходом, призванным привлечь внимание к деятельности бренда, но не имеющим реальной практической пользы. По мнению представителя компании, развитию такого способа доставки мешает целый ряд весомых факторов: отсутствие законодательной базы, затратная эксплуатация устройств, малая доля предоплаченных заказов в интернет-магазинах, а также отсутствие инфраструктуры для работы: в России застройка, в отличие от США, в основном, многоэтажная, и как доставлять товары в отдельные квартиры, пока неясно.
При этом крупнейшие ретейлеры не исключают использования различных типов беспилотных аппаратов для собственных нужд, прежде всего для оптимизации логистики. Так, представитель "Юлмарта" рассказал о планах использовать дронов на складах компании в пригородном центре исполнения заказов "Юлмарт Пулково".