Как катастрофа с самолетом "Когалымавиа" повлияет на рынок чартеров

Автор фото: ТАР-ТАСС/Артем Геодакян

Катастрофа самолета Airbus A321 не приведет к серьезному падению спроса на заграничные туры, считают эксперты "ДП". Российский туристический бизнес за период с лета 2014 года испытал множество масштабных потрясений, которые привели к падению выездного туризма на 65% по сравнению с 2013 годом. На этом фоне временное сокращение интереса к Египту несущественно.

Крушение российского лайнера в Египте, случившееся 31 октября и унесшее жизни 224 человек, вызвало панику у граждан, которые приобрели заграничные туры. Туроператоры, работающие на выездных направлениях, отмечают, что в эти выходные в их офисы посыпались звонки от клиентов, которые должны отправиться на отдых в ближайшие дни, больше всего звонков было от тех, кто купил путевки в Египет. "Люди прежде всего интересуются, можно ли отказаться от тура или заменить его на другой. Когда мы говорим, что это невозможно, то спрашивают, что за авиакомпания их повезет, какого возраста у нее самолеты, не собираемся ли мы сменить перевозчика", — рассказали в одном из турагентств.
В компании "Алина тур" (постоянный партнер оператора Brisco, входящего в турецкий туристических холдинг TH&C и являющегося заказчиком трагического рейса "Когалымавиа") сообщают, что тоже получают такие обращения. Детально ситуацию в "Алина тур" не комментируют. Сама Brisco, по данным Российского союза туриндустрии (РСТ), получила уже около 50 отказов от путевок. Оператор вернет деньги за туры в Египет тем, кто обратился с такой просьбой в субботу и воскресенье, говорят в РСТ.
Число отправленных в туры в Египет жителей Петербурга
Источник:
Ространснадзор начал проверку в отношении "Когалымавиа", которая должна продлиться месяц, и, по информации СМИ, подготовил предписание о приостановке ее деятельности до окончания этой проверки. Это означает, что либо Brisco придется аннулировать или перенести на другие даты те туры, которые предполагают отправку в течение ближайшего месяца — ведь туристов Brisco возила именно "Когалымавиа", —  либо оператору нужно будет срочно искать замену этому перевозчику.
Сделать это сейчас будет непросто. Авиакомпания, как и сама Brisco, работает в сегменте экономкласса. После аварии усилится контроль за деятельностью мелких перевозчиков, которые также относятся к экономкатегории, и часть из них тоже рискуют получить предписания о приостановке полетов, считает Андрей Карпов, председатель совета директоров ООО "Дорн". У контролирующих органов может найтись много поводов для претензий к ним: маленькие авиакомпании, дешево продающие кресла, экономят на всем: они не обновляют авиапарки, платят более низкую зарплату пилотам и другим членам экипажа. "Не секрет, что на чартерные рейсы отправляют не самые новые и хорошие борта", — добавляет Ольга Смычковская, гендиректор туристической компании Astarta group.
Впрочем, существенного влияния на туристический рынок произошедшая трагедия не окажет, уверена гендиректор ООО "Джей Эс Пи Клуб" Виктория Печенкина: "Те, кто летает часто — и по работе, и на отдых, — не будут отказываться от дальнейших перелетов". "Не думаю, что выездной туризм сильно пострадает. Иллюстрация этому рейс той же "Когалымавиа", который полетел на следующий день после трагедии: из 200 мест в самолете было свободно только 16. Вот вам процент отказа — снижение произойдет не более чем на 10%. Довольно скоро негативные эмоции, связанные с трагедией, сгладятся, и спрос восстановится", — считает Людмила Кудрявцева, генеральный директор ЗАО "Балтик трэвэл компани".
На фоне событий, которые пережил российский турбизнес с лета 2014 года, катастрофа самолета "Когалымавиа" погоды не сделает, говорят эксперты. Напомним, что с июня прошлого года начались массовые банкротства туркомпаний. За это время с рынка ушли несколько десятков участников, в том числе такие крупные, как петербургские турфирма "Нева", "Солвекс-турне", "Роза ветров мир", "Лабиринт", "Верса" и другие.
Главной причиной банкротств эксперты называют принцип работы туроператоров: они покупают чартеры и блоки номеров в отелях с отсрочкой платежа, не просчитывая сумму на каждого туриста, и при этом, стараясь угнаться за конкурентами, дают клиентам скидки, которые в конце концов съедают маржинальность. Из-за жесткой конкуренции многие компании уходят в минус, годами не платят по всевозможным долгам, в частности по кредитам, демпингуют. Копившиеся долгие годы проблемы к конце концов привели к череде банкротств.
Масла в огонь подлили российские и антироссийские санкции, запрет на выезд в Евросоюз и США для чиновников, резкий скачок валютных курсов, который привел к подорожанию среднего тура на 60-80%. Следствием этого стало беспрецедентное за последние 20 лет падение выездного туризма в этом году. По данным Росстата, в первом полугодии турпоток из России упал на 33,8%. По сравнению с первым полугодием 2013-го снижение составило 65%. Для сравнения: в кризис 1998 года падение за аналогичный период было на 24,4%, в 2009-м — на 22,6%. Туроператоры оценивают уменьшение своих объемов из-за кризиса и ослабления рубля на 30-50%.