Принципы ведения бизнеса президента футбольного клуба "Лион"

Журналист Владислав Бачуров о принципах ведения бизнеса следующего соперника сине-бело-голубых по Лиге чемпионов: "Олимпика" из Лиона.

Лет пятнадцать назад, после продажи "Дарьи", на мой вопрос: "Не жалко ли было продавать компанию, названную именем дочери?" — Олег Тиньков ответил, что в самом начале его предпринимательской карьеры один опытный человек дал ему важный совет: "Жалей, но продавай! Продавай, но жалей!"
Любой клуб не из ведущей четверки чемпионатов должен быть готов к тому, что амбициозный и перспективный футболист его команды мечтает сыграть среди лучших — в Английской премьер–лиге, итальянской серии А, испанской Примере или немецкой Бундеслиге.
Соперник "Зенита" в Лиге чемпионов — французский "Олимпик Лион" в 1980–х играл во втором французском дивизионе, с бюджетом около 3 млн евро. В 1987 году президентом клуба стал Жан–Мишель Олас — бизнесмен, занимавшийся информационными технологиями. До введения правила финансового фейр–плей еще далеко, однако принципы управления футбольным клубом как бизнесом, которые применил Олас в "Лионе", в сегодняшних условиях актуальны для клубов, стремящихся к эффективному управлению. Олас решил развивать клуб поэтапно, шаг за шагом. По его мнению, в футболе рациональность выражается так: если покупать хороших игроков дешевле, чем они стоят на самом деле, можно выиграть больше матчей. Тогда будет больше денег, чтобы купить игроков получше, но тоже дешевле, чем они стоят на самом деле. С игроками получше можно выиграть больше матчей, что привлечет больше болельщиков и тем самым — денег. И "Олимпик Лион" стал побеждать (выиграв семь чемпионатов Франции), приобретая все больше поклонников, готовых платить за билеты и за клубные футболки. Кроме того, болельщикам стали предлагать модно подстричься в парикмахерской OL, попробовать божоле а–ля OL, поесть в OL–кафе, заказать путешествие в турагентстве OL и доехать до стадиона на OL–такси. И главную заслугу в этом — при всех достижениях Оласа из разряда "минералка OL" — запишет в свой актив именно трансферный рынок. В "Футболономике" Олас рассказал: "Мы инвестируем наши деньги лучше, чем "Челси", "Арсенал" или "Реал Мадрид". Мы применим иные стратегические подходы. У нас будет лучшая команда с точки зрения инвестиций".
Вот правила Оласа. Все решения по трансферам принимаются коллегиально: сам Олас, спортивный директор, тренерский штаб. Эту схему легко могли бы применять и другие клубы, но, как мы часто видим, то президент ради самоутверждения покупает дорогого игрока, поставив тренерский штаб перед фактом, то сам тренер ноет, мол, купите мне за любые деньги именно этого опорника, то спортивный директор привезет несколько "очень перспективных" бразильцев, то решение о покупке игрока принимается под воздействием аргумента "надо срочно брать, иначе утащат другие". В "Лионе" такого нет.
Второе правило: поиск и покупка перспективных игроков в возрасте от 20 до 25 лет. У нас примерно таких же принципов придерживается в своей трансферной политике ЦСКА.
Третье: при покупке игроков в "Лионе" всегда стараются избежать переплаты за звездное имя. И, соответственно, игроки без громкого имени, еще не проявившие себя в клубе, не могут требовать себе завышенную зарплату. Кроме того, в "Лионе" считают, что цены на центрфорвардов на футбольном рынке завышены, так что избегают покупок игроков этого амплуа.
Четвертое: помощь новым игрокам с переездом и адаптацией. Часто клубы, потратив огромные деньги на трансфер, не удосуживаются проявить к новичку немного уважения и оказать помощь в обустройстве в новой стране. Специальные люди прививают новичкам культуру "Лиона". Клуб может сэкономить на трансфере, но не станет мелочиться, заботясь о своем футболисте. Дидье Дрогба по этому поводу завистливо вздыхает: "В "Лионе" стараются, насколько это возможно, снизить негативное воздействие переезда… Такого не встретишь даже в клубе типа "Челси".
Наконец, последний секрет Оласа — не колеблясь продавать игрока, если другой клуб предлагает за него больше реальной стоимости. Олас говорит: "Купля–продажа игроков — это не то занятие, которое призвано повысить результативность на поле. Это коммерческая деятельность, посредством которой мы генерируем прибыль. Если предложенные за игрока деньги намного превосходят его рыночную стоимость, ни в коем случае не следует его удерживать". Понимая, что удержать звезду в клубе невозможно, "Лион" за полгода–год до возможной продажи ищет ему замену и постепенно вводит его в основной состав. Так клуб избавляет себя от нарушения ритма работы команды и от авральных покупок игроков взамен проданных. Когда Мишель Эссьен был продан в "Челси" почти за 40 млн евро, уже было несколько дублеров, способных его заменить, кроме того, на эту позицию был взят Тиагу за четверть вырученной за Эссьена суммы. Впрочем, наши клубы вряд ли могут чему–то научиться у менеджмента "Лиона", потому что на любой пример последует ответ: "Ну мы же их обыграли!"