"Трансаэро" оказалась слишком большой и частной авиакомпанией, чтобы не дать ей обанкротиться. Вчера компании запретили летать, отобрав перед этим половину маршрутов, а уже сегодня Сбербанк и ВТБ начали изымать самолеты. Шансы спасти тонущую в долгах авиакомпанию за счет продажи контроля совладельцу S7 Владиславу Филеву кажутся очень призрачными.
После объявления о том, что консолидированный Александром Плешаковым контрольный пакет акций "Трансаэро" покупает ссовладелец S7 Airlines Владислав Филев, борьба за активы терпящей бедствие компании развернулась с новой силой. Несмотря на то что оперативное управление бедствующей авиакомпанией было поручено "Аэрофлоту", факт этой сделки оказался полной неожиданностью для кредиторов и надзорных органов. Во всяком случае, в Росавиации, Минтрансе, Сбербанке и ВТБ не признали, что слышали ранее о переговорах с S7. А самое интересное, что в сложившейся ситуации стороны заявили о сделке, но ни словом не обмолвились о деталях спасения компании, погашении задолженности перед кредиторами, наиболее крупные из которых настроены решительно и отступать не намерены. 19 октября Арбитражный суд Петербурга принял заявление о банкротстве "Трансаэро" от Сбербанка, к нему присоединился Альфа-Банк. На очереди группа ВТБ, которая, по словам первого заместителя главы кредитной организации Василия Титова, начал изымать переданные "Трансаэро" в лизинг самолеты.
Зачем S7 компания "Трансаэро", можно понять, хотя бы потому что приобретаемая компания располагает парком дальнемагистральных самолетов — неплохое дополнение к парку среднемагистральных воздушных судов S7. Синергетический эффект от объединения компаний, конечно, возможен — в сумме авиакомпании "Сибирь", "Глобус" (работают под брендом S7) и "Трансаэро" смогут перевезти примерно столько же пассажиров, сколько и "Аэрофлот" (только головная компания, а не вся группа). Но это в теории, а на практике S7 может не вынести тяжкого бремени. Например, руководство крупнейшего перевозчика страны еще в начале сентября, когда брало "Трансаэро" в оперативное управление, высказывало сомнение в целесообразности такого шага. Но правительство настойчивой готовностью помочь не оставило шансов на отказ.
Теперь, со слов руководителя Росавиации Александра Нерадько, стало известно, что за 1,5 месяца оперативного управления "Аэрофлот" потратил 17 млрд рублей на перевозку 1,9 млн пассажиров "Трансаэро". Понятно, что, потратив такие средства, перевозчик не будет сложа руки смотреть, как контроль над банкротящимся перевозчиком вдруг уходит конкуренту, а захочет компенсировать свои расходы.
Буквально вчера "Аэрофлот" подтвердил принятые на себя обязательства по перевозке пассажиров "Трансаэро" при условии получения части направлений банкротящейся компании. Плюс к этому крупнейший перевозчик готов принять 34 самолета из парка "Трансаэро" и 6 тысяч ее сотрудников. Минтранс оперативно созвал межведомственную комиссию по допуску авиаперевозчиков к выполнению международных перевозок, которая без долгих размышлений выдала "Аэрофлоту" временные допуски на 56 из 156 международных рейсов "Трансаэро". А кроме этого, Минтранс приземлил компанию, приносящую только убытки, лишив "Трансаэро" с 26 октября права перевозить пассажиров.
Такой сценарий развития событий более чем соответствует интересам лизингодателей, которым "Трансаэро" задолжала в общей сложности свыше 70 млрд рублей. "Два месяца нам уже не оплачивают лизинг", — сетовал в начале октября Андрей Костин, глава группы ВТБ. У входящей в нее "ВТБ Лизинг" "Трансаэро" арендовало 21 воздушное судно на 40 млрд рублей. Теперь лизингодатель изымает самолеты в пользу "Аэрофлота", который обещает регулярно оплачивать аренду. "Сбербанк лизинг" тоже намерен передать свои самолеты другим перевозчикам, а также взыскать долги по аренде.
Перевозки пассажиров Трансаро, млн человек
Источник:
На этом фоне действия совладельца S7 не выглядят пока убедительными. Да, в истории этой компании есть прекрасный опыт антикризисного управления, но на данный момент она не озвучила конкретных планов спасения банкротящейся компании. "Чтобы оздоровить "Трансаэро", нужно определить ее место на рынке, прекратить лобовую конкуренцию с "Аэрофлотом". Непонятно, за счет чего удастся существенно, на миллиарды рублей сократить издержки "Трансаэро". Пока ясно только то, что S7 хочет улучшить ситуацию в "Трансаэро", о чем готова вести переговоры с кредиторами. Но не факт, что кредиторы поверят в возможность улучшения ситуации", — рассуждает руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
В случае банкротства и раздела имущества в слабой позиции окажутся многочисленные небольшие кредиторы — поставщики топлива, продуктов питания, компании, оказывавшие услуги по уборке самолетов, аэропорты. Например, петербургскому Пулково "Трансаэро" задолжала около 200 млн рублей за оказанные услуги. И как говорят в управляющей компании "Воздушные ворота Северной столицы", есть риск не вернуть эти средства. Процедура банкротства может затянутся на годы, а вырученных от реализации конкурсной массы средств может не хватить на всех кредиторов.
Сегодня, возможно, Минтранс, ВТБ, Сбербанк и другие кредиторы задают себе вопрос, а почему не начали банкротить "Трансаэро" раньше? О том, что компания испытывает финансовые затруднения, известно более года. В конце 2014 года правительство России предоставило госгарантию в обеспечение обязательств по 9 млрд кредита ВТБ на срок до 3 лет. Хотя уже тогда случилась девальвация рубля, все только и говорили, как о падении спроса на перевозки, в первую очередь международные, ориентированная на них бизнес-модель "Трансаэро" оказалась не готова к такому развитию событий. Предоставление госгарантий вселило уверенность в кредиторов и поставщиков, что "Трансаэро" слишком большая компания, чтобы дать ей обанкротится. Тогда никто не думал, насколько дорогим может оказаться спасение банкрота.