Что плохого в массовом приезде туристов в Петербург

Пeтербург зимой — удовольствие для избранных. Почему — объяснять излишне. Так было всегда, но на ближайших зимних каникулах в дорогих отелях почти не осталось свободных мест. "ДП" попытался выяснить причины небывалого энтузиазма платежеспособных туристов и подсчитал плюсы и минусы туристического бума для города и горожан.

"Наличие такого количества платежеспособных граждан в несезон — впервые за всю мою 15–летнюю практику в этом бизнесе", — говорит петербургский отельер Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный менеджер отеля "Гельвеция". Недавно он объявил на своей странице в соцсети "туристический бум в Петербурге": по словам Юниса Теймурханлы, на осенние и зимние каникулы номеров почти нет. Бум заметен, если обратиться и к сервису Booking.com — в основном он затронул сегмент люкс. В четырех– и пятизвездочных гостиницах — "Сокос–Васильевский", "Талион Империал Отель", "Астория Rocco Forte" и др. — на момент мониторинга оставалось всего по одному–пять номеров на зимние каникулы.
"Да, мы заметили ажиотажный спрос начиная с января 2015 года", — говорит коммерческий директор пятизвездочного отеля W St. Petersburg Мария Чеблакова. "В нашей компании рост потока по сравнению с прошлым годом — 70%", — в свою очередь отмечает генеральный директор туроператорской компании "Петротур" Игорь Мазулов.
Шефке Янсен, генеральный директор "Гранд Отеля Европа", отмечает другую характерную деталь: "На середину октября у нас была продана почти треть мест на новогодние ужины! Без всякой рекламы места уходят как горячие пирожки! Такого не было вообще никогда. Причем покупают не только иностранцы, которые привыкли заранее все планировать, но и наши. И покупают именно самые дорогие места".
Главная причина очевидна: курс валют. Для россиян, после того как евро начал плясать вокруг отметки 70 рублей, выезжать за границу стало слишком дорого. Для европейцев Петербург, напротив, стал весьма выгодным направлением. В итоге и россияне, и интуристы едут в Северную столицу.
"Есть девальвационный интерес со стороны иностранных граждан к России. К тому же сейчас украинские события отошли на второй план, к этой истории привыкли. Поэтому, безусловно, очень большой интерес со стороны иностранных граждан, причем европейцев", — продолжает Юнис Теймурханлы. "Что касается россиян: если в рублевом эквиваленте рост стоимости туристических услуг не отмечен, то цена зарубежных туров удвоилась. И произошло перераспределение потоков", — добавляет Игорь Мазулов.
Очевидно, что туристический бум будет продолжаться до того момента, пока в Петербурге вырастут цены в отелях, ресторанах и пр. Гораздо интереснее, почему популярным стал именно сегмент люкс. "Представьте себе, что вы непосильным трудом скопили 10 тыс. рублей и хотите бюджетно отдохнуть в Республике Банания. А тут в Банании падает курс национальной валюты по отношению к рублю. Теперь за эти же 10 тыс. вы можете забронировать не двухместный стандарт, а президентский люкс. А все потому, что несчастные бананские отели не могут поднимать цены наравне с инфляцией, так как не хотят упускать отечественных туристов, которым–то зарплату не подняли, увы", — доходчиво объясняет Анастасия Буланова, директор двух небольших гостиниц.

Все идет по плану

В бюджетном сегменте рынка ажиотажа не наблюдается: "каникулярная" наполняемость здесь самая обычная. "Никакого бума нет: как бронировали, так и бронируют, — говорит руководитель отдела продаж сети молодежных отелей и хостелов "Друзья" Ирина Рылова. — Бум был в июле и августе — это по сравнению с прошлым годом. Осень у нас примерно такая же, как в прошлом году".
Директор по маркетингу и продажам гостиницы "Октябрьская" Светлана Мамкова говорит, что в ее отеле отмечается противоположный тренд — на "удешевление" туриста: "Спрос в дни каникул есть всегда. В этом году он такой же, как в 2014–м и в 2013–м. Единственное отличие: туристы, видимо, стали экономить — чаще запрашивают более дешевые номера. И еще: группы чаще аннулируют брони, поскольку многие хотели лететь "Трансаэро". Впрочем, "Октябрьская" все равно загружена и на осенние, и на зимние каникулы".
По сегменту люкс тоже нет единой картины. Например, в Demetra Art Hotel — небольшом дизайнерском отеле на улице Восстания — говорят о том, что текущие показатели загрузки на ноябрь–январь пока значительно меньше, чем в прошлом году. "Говорить о загрузке на осенние и зимние каникулы целесообразно будет после их окончания", — отмечает генеральный менеджер Demetra Art Hotel Екатерина Носкова. По ее словам, в прошлом году рост гостиничной отрасли начался именно в ноябре — в то время как март–октябрь были провальными. В этом году отель рассчитывает выйти на загрузку выше 70%, что будет сопоставимо с цифрой за 2014–й.

Сбитый рынок

Прошлый год, особенно вторая его половина, стал для многих отельеров черным временем. "Год назад в это же время мы находились в полном провале, потому что это был разгар украинских событий, — вспоминает Юнис Теймурханлы. — 17 июля упал "Боинг 777", после этого мы сразу поняли: остаток лета потерян". В электронных системах — на Booking.com и других площадках — пошли, по выражению отельера, "чудовищные" аннуляции. "Тогда мы "сидели" на одном сегменте — корпоративном", — добавляет владелец "Гельвеции".
"Ситуация была близкой к катастрофической, загрузка падала, и каждый день мы получали новые уведомления о групповых отменах", — в свою очередь вспоминает Мария Чеблакова. Она связывает это не только с политической, но и с экономической ситуацией: "Многие корпоративные клиенты обращались с просьбой о снижении тарифов в связи со снижением бюджетов на командировки в их компаниях".
Провал в 2014–м ощутили отели, ориентированные на иностранцев, считает Ирина Рылова: "В среднем такие отели потеряли 30 – 40% загрузки".

Откуда

Сейчас подавляющее большинство туристов в Петербурге россияне. В "Гельвеции" соотечественников около 70%, в W St. Petersburg — 56%, в Demetra Art Hotel — более 60%. В отелях классом ниже россиян еще больше. В целом, по данным комитета по туризму, за первое полугодие число российских туристов в Петербурге выросло на 20%, в то время как иностранных стало меньше на 7,7%.
В официальной повестке внутренний туризм тоже доминирует. Год назад стартовало роуд–шоу "Добро пожаловать в Санкт–Петербург" — совместный проект комитета по туризму и турбизнеса. Весной Северную столицу презентовали в городах Южного федерального округа, затем гастролеры отправились в Сибирь. Одна из целей — помочь турагентствам найти новых партнеров в Петербурге. "Мы презентовали различные новинки, — говорит координатор проекта Игорь Мазулов. — Это и новая сцена Мариинского театра, и макеты ("Гранд Макет Россия", "Петровская акватория"), и частные музеи, и объекты для детей ("КидБург", "Империя роботов", "Киберсказка"), а также пригороды — такие как Ораниенбаум. Знакомили с квестами, которые особенно популярны среди молодежи".
Впрочем, с интуристами ситуация тоже неоднозначна. Например, по словам Юниса Теймурханлы, осенью в Петербург вдруг стали приезжать испанцы и итальянцы. Традиционно они едут летом — на петербургские осень–зиму у них просто нет теплой одежды. "Мы никогда не видели такого количества иностранных граждан из Южной Европы в этот период", — говорит Юнис.
Кроме того, по его словам, в классе люкс преобладает "платежеспособная публика" из Юго–Восточной Азии, с Ближнего Востока и, как ни странно, из Южной Америки. В других отелях обязательно упоминают Европу (Финляндия, Германия, Великобритания) и США. "Активно поехали турки, арабы, Южная Корея, по израильтянам был рост", — добавляет Игорь Мазулов.

Гости из Поднебесной

Но самый поразительный рост турпотока Петербургу дал Китай — по данным комитета по туризму, гостей из Поднебесной стало в 2,5 раза больше. На самом деле цифры еще больше, так как в этой статистике учтены только безвизовые группы, посещавшие город в рамках межправительственного соглашения о взаимных поездках. Эксперты в один голос говорят о "колоссальном росте". Кстати, тренд не сугубо петербургский или российский: китайцы, по словам Игоря Мазулова, вообще стали более активно "включаться в международные маршруты".
В Петербург китайцы едут, как считается, с двумя целями, одна из них — "красный маршрут". К примеру, в историко–культурном музейном комплексе в Разливе отмечают 30%–ный рост числа посетителей из Китая — на сегодняшний день они составляют 10% от общего количества гостей. "Российским туристам интересна уже не только история подполья Ленина, революционного прошлого, но и история родного края. Китайских туристов интересует история ленинского подполья в первую очередь. Все, что связано с партией большевиков, факты, повлиявшие на ход исторических событий в России 1917 года", — рассказывает специалист по связям с общественностью Диана Пальц.
В год 70–летия Победы китайские туристы также активно ездили по военно–патриотическим достопримечательностям. Но в целом, по оценке Игоря Мазулова, значение "красных маршрутов" в турповестке отдельно взятого китайского туриста преувеличено: "По ленинским местам едет небольшой процент. В основном же они хотят посмотреть все те же достопримечательности, что и остальные туристы".
Вторая — и, возможно, главная — цель китайских туристов связана с шопингом. "У нас они скупают в больших количествах изделия из янтаря — не только для себя, но и для родных, друзей. У них считается, что украшения из янтаря приносят счастье, — продолжает Игорь Мазулов. — Точно не покупают те сувениры, которые в массе своей в Китае и производятся. Выбирают брендовые вещи, например фарфор от Императорского фарфорового завода".
Китайские туристы в массе своей приезжают большими группами и селятся в недорогих гостиницах: три звезды для них — максимум. Причем некоторые владельцы бюджетных гостиниц считают китайцев самыми проблемными туристами. "Они очень неаккуратные в быту. Полы в душевых будут всегда залиты водой. Все остальные полы будут усыпаны жесткими черными волосами. Когда они едят, рядом просто невозможно находиться — все будет завалено бумажками, огрызками. Да, и еще они будут откашливаться и сморкаться прямо за столом. Разговаривают очень громко, — перечисляет Анастасия Буланова. — Идеальный вариант — когда в гостинице только китайцы. Тогда другие гости не будут испытывать неудобства".
Но с этим в Петербурге как раз проблемы. По словам Игоря Мазулова, китайцы (впрочем, как и россияне, а также тайцы, турки и филиппинцы) любят большие гостиничные комплексы с обильными шведскими столами на завтрак и не любят хостелы и мини–отели. Подобных комплексов большой вместимости — на 200 – 300 номеров — за 25 постсоветских лет в Петербурге так и не появилось. "В дальнейшем главным тормозом роста турпотока может стать банальное отсутствие инфраструктуры, отвечающей требованиям россиян и китайцев", — прогнозирует Мазулов.
"Ежегодно из Китая выезжают 5 млн туристов в разные страны мира. В Россию приезжают только 2 млн. Это меньше половины, но этот поток будет расти", — уверена Диана Пальц.

Антитуристы

В Петербурге до сих пор было не принято громко заявлять о том, что ты против туристификации города или отдельных его частей. Недавно негласное комильфо нарушил Антон Польский (он же Мэйк) — художник, социолог, редактор блога Partizaning.org, год назад переехавший в Петербург на учебу в Европейском университете. В статье "Что не так с Петербургом?" Антон среди прочего отметил проблему переизбытка туристов: "Весь теплый сезон центр города не принадлежит его жителям".
В конце статьи Антон разместил анкету. Большинство из опрошенных ответило, что туристы "не мешают" (с вариациями вроде "но зимой в Эрмитаже лучше"), а если и мешают, то "только потому, что занимают и без того узкие тротуары". Впрочем, было несколько и "протестных голосов": "Все на них ориентировано, все дорого, центр в туристический сезон разрывают, а удобных приятных мест для отдыха, "чилла", парков, пикников почти нет".
В результате Антон Польский отчасти пересмотрел точку зрения: "На данном этапе интересы жителей и туристов во многом совпадают: в городе слишком узкие тротуары, недостаточно пешеходных зон, Невский перегружен и требует развития параллельных улиц (например, улица Жуковского, которая сейчас используется как парковка), необходимы центры притяжения вне центра, как для туристов, так и для самих жителей города".
И все же у глобального туризма, частью которого давно стал Петербург, есть заметные недостатки. "Глобальный туризм часто критикуют за то, что города унифицируются, превращаются в товар на продажу, теряют свою самобытность. Из интересных и динамичных мест, в которых кипит жизнь, они превращаются в выхолощенные, безопасные имитации того, чем они были раньше, — продолжает Антон. — Наиболее мощное движение против туризма возникло в Барселоне. Местные жители устали от шума туристической толпы, они требуют зон без туристов, тишины ночью. При больших объемах туристов повышаются цены на жилье и продукты, вытесняются товары и услуги для жителей, на их место приходят бесконечные кафе, рестораны и отели, ориентированные на гостей города. Все это вызывает возмущение жителей Барселоны, Венеции и многих других городов. Город Портленд в США превратился в хипстерскую Мекку, что запустило процесс джентрификации. Туристы и различные бездельники, желающие пожить в свое удовольствие, приезжают в этот приятный во всех отношениях город. На первых порах они приносят с собой деньги, новых клиентов. Но, если таких людей слишком много, сами местные жители оказываются в ситуации, когда им становится не по карману рента на жилье в центре, в их любимом кафе нет места, и уже даже нет места в "Старбаксе" по соседству, который недавно открылся, чтобы обслуживать гостей города".
"Определенный объем туристов нужен городу, однако, когда их становится слишком много, это негативно сказывается на городе и уровне жизни местных жителей, — резюмирует Антон Польский. — Необходимо думать о диверсификации, децентрализации города, об удобстве местных жителей. Об уникальности города".