Проработав в IT-бизнесе 15 лет, предпринимательница Ирина Баткина открыла свое дело - авторский ресторан быстрого питания, где булочки и мясо для сэндвичей готовятся в самом заведении.
В свой первый ресторан будущей сети «O'hota Сэндвич» (ООО «БС-КАФЕ) на ул. Добролюбова бизнес-леди Ирина Баткина вложила 2,5 млн рублей. Ежедневный оборот компании к концу первого месяца работы составляет около 14 тыс. рублей при среднем чеке 250 рублей.
Без франшизы
Идея создать авторский фастфуд пришла во время командировок в США, где предпринимательница на прошлом месте работы часто бывала в качестве представителя крупной IT-компании, в которой проработала более 12 лет. «Я заметила, что в Нью-Йорке в деловой части города нет сетевых заведений фастфуда типа «Макдоналдс» или «Бургер Кинг». «Там очень популярны небольшие частные рестораны, где тем не менее готовят фастфуд. У них есть свои клиенты, которые в обеденный перерыв, по пути на работу и с работы заходят к одному и тому же ресторатору и уверены в блюдах, которые у него заказывают», - объясняет свое решение не покупать франшизу у известных компаний предпринимательница.
Изначально Ирина Баткина хотела открыть ресторан в одном из городских бизнес-центров не ниже класса В, но попасть туда новой компании и пока еще не известному бренду оказалось невозможно. Поэтому было решено перенести идею на отдельное помещение - торговый зал на 30м2 плюс 20м2 подсобных помещений (договор аренды заключен на 11 месяцев). На открытие точки были потрачены средства из личных накоплений и деньги компаньона. Чтобы избежать ошибок при открытии своего первого проекта, Ирина Баткина обратилась к специалистам, помогающим запустить заведения общепита с нуля. За их услуги - брендинг, разработку меню и т. д. предпринимательница заплатила около 400 тыс. рублей.
Остальные средства, 2,1 млн рублей, были успешно потрачены на закупку оборудования, ремонт помещения, регистрацию компании и ее товарного знака.
Домашний бутерброд
Ключевое отличие компании от сетевых конкурентов - хлеб, булочки для сэндвичей, а также мясная и рыбная начинка готовятся в заведении. Чтобы найти поставщика мяса и полуфабрикатов для выпечки, предпринимательница потратила много времени: заготовки нужного качества наконец удалось найти у московского дилера французских полуфабрикатов, говядина была выбрана белорусского поставщика, а свинина и курица - у производителей из Ленинградской области.
«Я хотела уйти от продуктов, которые используют сетевые фастфуды, - вакуумизированных нарезок с ароматизаторами и стабилизаторами», - объясняет позицию Ирина Баткина. Соусы в заведении также готовят самостоятельно - решение отказаться от поставщика сосусов позволило компании существенно сэкономить.
Сейчас в заведении 20 видов сэндвичей, например сэндвичи с бужениной или красной рыбой, и больше десятка различных наименований французской выпечки - от круассанов до ржаных хлебов. Клиенты заведения - любители фастфуда: офисные работники, молодежь и иностранцы. Любопытная деталь: в заведении блюда подают в одноразовой посуде из прессованной бересты. «Это, безусловно, стоит дороже пластиковых тарелок, но зато поддерживает идею экологичности бренда», - говорит владелица заведения. В концу 2015 года Ирина Баткина планирует открыть еще одну точку, инвестировав в нее 1,5 млн рублей. К лету 2016-го должна заработать третья сэндвичная.
Рынок и конкуренты
Александр Затуливетров, владелец бара «Бутерbrodsky», уверен, что формат сэндвичных рано или поздно закрепится на рынке Петербурга. «Все попытки сделать это раньше разбивались о питерский менталитет: «Сэндвич на ходу? Нет, никогда». Но такая же ситуация была и с кофе с собой. Еще 10 лет назад известный петербургский бизнесмен Крис Спейрс пытался привить любовь горожан к coffee take away, и только сейчас это стало трендом. С сэндвичами примерно так же. Я бы еще подождал года три», - говорит ресторатор.
В городе работают также сетевые заведения фастфуда Subway, McDonald’s, Carl’s Junior и пр., где подают сэндвичи. По данным «Петростата», оборот общественного питания в августе в городе составил 4,5 млрд рублей (94,7% к августу 2014 года).