За месяц споров о спасении "Трансаэро" ее акции подешевели на бирже на 9,5 млрд рублей. "Аэрофлоту" удалось отделаться от покупки компании, избежав расплаты по ее долгам, но крупнейший перевозчик РФ будет контролировать банкротство конкурента.
Сегодняшний обвал акций спровоцировало заявление главы МЭР Алексея Улюкаева о том, что банкротство компании — единственный выход. "Попытки найти другие варианты не увенчались успехом", — сказал он. Масла в огонь добавил глава Сбербанка Герман Греф, сказав позже, что "с таким долгом компания жить не может". Минтранс, в свою очередь, заявил о приостановке продажи билетов компании.
По оценке ведущего аналитика "Энергокапитала" Ильи Березина, за месяц акции компании потеряли в стоимости 76%, или 9,5 млрд рублей. Только за сегодня они упали к концу дня почти на 40%. По данным Московской биржи, рыночная капитализация компании сегодня оценивается в $496 млн.
"Громадный долг, и компания операционно убыточна 3 года подряд. Это выяснилось сейчас, в ходе проверки ее деятельности", — сказал глава Сбербанка, которому "Трансаэро" должна 6 млрд рублей. Он комментировал отказ банков войти в капитал компании, которая должна в общей сложности около 250 млрд рублей, из них по кредитам ценным бумагам — 80 млрд, еще 150 млрд за лизинг и 20 млрд — поставщикам и аэропортам.
Спасение утопающих
Странно, что на долговую нагрузку компании не смотрели, занимая ей снова и снова. Кредиторы, вероятно, надеялись, что компании в случае чего поможет государство, высказывался ранее экономист Сергей Алексашенко. "Трансаэро" стала заложником агрессивного расширения парка в прошлые годы, говорит аналитик UFS IC Анна Базоева. По данным сайта компании, в ее парке 106 самолетов, у "Аэрофлота", для сравнения, их 162.
Сыграла свою роль и макроэкономическая среда, состояние которой не зависит ни от бизнеса, ни от граждан. "Вряд ли у компании была бы такая плачевная ситуация с финансами, если бы не девальвация рубля", — говорит аналитик.
В начале сентября говорили о спасении компании через слияние с "Аэрофлотом". Крупнейшему перевозчику навязывали сделку по продаже 75% акций за 1 рубль, тогда же вниз поползли акции обеих компаний. Однако вчера, 1 октября, отчуждение ценных бумаг отменил совет директоров "Аэрофлота": акционеры "Трансаэро" не успели консолидировать такой пакет акций в одних руках.
Надо полагать, и представители государства, контролирующего компанию оценили ситуацию трезво: прибыль "Аэрофлота" в лучшее годы несоразмерна долговой нагрузке "Трансаэро", которая бы на него свалилась. Тем не менее "Аэрофлот" продолжает операционный контроль компании, сообщил сегодня Минтранс.
У ситуации с "Аэрофлотом" и "Трансаэро" яркий политический оттенок, поэтому такой резкий и безапелляционный вариант с банкротством выглядит еще более странным, отмечает Анна Базоева. "Поглощение перекредитованной и фактически убыточной компании "Трансаэро" чревато проблемами в самом "Аэрофлоте", в итоге пришлось бы вмешиваться государству. А денег на это в данный момент просто нет — разве что нарушать президентский указ о сохранении резервов", — говорят в "Энергокапитале".
Банкротство во спасение
Кроме банкротства, вариантов у "Трансаэро", похоже, действительно не так уж много. Самый цивилизованный вариант в таком случае — реструктуризация, особенно когда речь идет о крупном бизнесе, считают в UFS IC. Однако в текущих условиях спасение столь рискованно, что мало кто из госбанков способен пойти на такой шаг, компанию проще обанкротить, говорит Илья Березин.
Крупные кредиторы — Сбербанк и Альфа-Банк — уже официально уведомили о намерении подать иски о банкротстве. На эту тему уже высказался и глава ВТБ Андрей Костин. Долги по лизингу перед ВТБ составляют 40 млрд рублей, по кредитам — еще 12 млрд. Впрочем, для начала банкротства компании нужен формальный повод. Например, просрочка платежей по долгам. Ее ждут и в Сбербанке, и в ВТБ.
Еще один кредитор — ВЭБ — предложил создать на базе парка "Трансаэро" нового перевозчика. Переговоры на эту тему ведутся с банком "ВТБ" (в залоге у которого 21 самолет), сказал глава ВЭБа Владимир Дмитриев. Он также упомянул необходимость господдержки.
Проблемы "Трансаэро" начались не вчера и не месяц назад. Только в 2014 году компания показала убыток в 19,322 млрд рублей, по итогам II квартала этого года — 8,576 млрд рублей, гласит отчетность в СПАРК. Кроме того, по данным базы арбитражного суда, с начала года к компании подано 18 исков на сумму, превышающую 480 млн рублей, из них 10 — в сентябре.
Кроме банков среди истцов значатся аэропорты, поставщики запчастей и топлива, а также кейтеринговые компании. Два иска на сумму в 18,7 млн поданы со стороны аэропорта Южно-Сахалинск, еще почти на 35 млн — от новосибирского Толмачево. Самый крупный — на 225,7 млн рублей — подан лизинговой компанией "ГТЛК 5 737 лимитед" 18 сентября. Под вопросом остаются уже заключенные госконтракты, касающиеся льготных перевозок. По данным СПАРК, таковых до конца года заключили больше чем на 25 млн рублей.
"Аэрофлот" всему голова
Средняя численность персонала "Трансаэро" по итогам прошлого года составила почти 11,5 тысяч человек, видно в отчетности компании. Затраты на их зарплату составили 15,1 млрд рублей, еще 3,7 млрд ушло в пользу внебюджетных фондов. Большую часть сотрудников "Трансаэро" возьмет на работу "Аэрофлот", уже заявила Ольга Голодец, остальных государство найдет куда пристроить.
Основным выгодоприобретателем выглядит в сложившейся ситуации именно "Аэрофлот". Во-первых, рынок положительно оценил его отказ от спасения компании — акции перевозчика только сегодня подскочили на 7%. Бумаги отыграли падение, катализатором которого стали новости о слиянии компаний в начале сентября, говорит Илья Березин.
А во-вторых, кому, если не "Аэрофлоту", занимать освободившуюся долю рынка, которая в совокупности составит 50-60%, пишет аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. Компания будет перевозить тех, кто купил билеты у "Трансаэро", до 15 декабря, сказал сегодня Виталий Савельев. С сентября под управлением "Аэрофлота" перевезли 700 тысяч человек, потратив на это 5 млрд рублей. Билеты проблемного перевозчика есть почти у 600 тыс. человек.
Конец низким ценам
Пассажирооборот на российском рынке авиаперевозок за семь месяцев упал на 5, что привело к существенному избытку транспорта. Он исчезнет вслед за "Трансаэро", отмечают департаменте анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка. В результате рынок станет более стабильным. Тарифы, конечно, будут расти, пишут аналитики, но зато может вырасти рентабельность компаний. Совсем летать люди точно не перестанут.
"Трансаэро" устанавливала самые низкие тарифы по многим направлениям, вынуждая других перевозчиков работать в условиях весьма низкой рентабельности. Кроме того, "Аэрофлот" и другие авиаперевозчики смогут увеличить свои доли рынка. С текущих 37% доля "Арофлота" вырастет до 45-50%, оценили в Газпромбанке. S7 станет второй по величине авиакомпанией с долей на отечественном рынке в 12%, доля "ЮТэйр" достигнет 10%.
"Аэрофлоту" по силам взять на себя по меньшей мере половину перевозок "Трансаэро". За 8 месяцев его парк вырос на 8%. "В течение 2015–2016 гг. Авиакомпания получит 70 новых самолетов, что увеличит ее мощность, по нашим расчетам, еще на 23%. Это позволит "Аэрофлоту" дополнительно перевезти 10 млн пассажиров, причем порядка половины из них придут из "Трансаэро", - прогнозируют эксперты.
Кто на новенького
Сегодня вечером стало известно, что "Аэрофлот" создает на базе авиакомпании "Россия", базирующейся в Петербурге, перевозчика среднего ценового сегмента. Новая авиакомпания, образованная также путем слияния еще с двумя дочками - "Донавиа" и "Оренбургских авиалиний" - должна запуститься примерно через 8 месяцев.
Надо полагать, здесь найдут применение и парку, и маршрутной сети "Трансаэро". Новую компанию возглавит Дмитрий Сапрыкин, сказал сегодня Виталий Савельев. Именно Дмитрий Сапрыкин стал кризисным генеральным директором "Трансаэро" второго сентября. Сам Виталий Савельев не добавил конкретики, сказав, что в случае интеграции "Трансаэро" его бы включили именно в новую объединенную компанию.