Город дал газа

Проект строительства станций для заправки транспорта природным газом получил статус стратегического, что должно стать поворотной точкой в развитии рынка газомоторного топлива Петербурга.

На прошлой неделе правительство Петербурга присвоило статус стратегического четырем инвестиционным проектам, в числе которых строительство сети из 25 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) компании "Газпром газомоторное топливо". Проект планируется реализовать к 2018 году, общий объем инвестиций — более 5 млрд рублей.
В 2013 году развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ) стало государственной задачей, реализация которой закреплена за регионами. Для крупных городов установлены целевые показатели по переводу транспорта на природный газ. К 2020 году половина муниципальных автобусов и коммунальной техники в городах–миллионниках должны использовать это экологичное моторное топливо. "Газпром", как ключевой поставщик ГМТ, приступил к расширению сети АГНКС: модернизация действующих и строительство новых газозаправочных станций в прошлом году стартовали более чем в 20 субъектах РФ. Со временем стало очевидно, что для развития региональных рынков ГМТ одного желания инвестора недостаточно, важна активная позиция местных властей.
В августе 2014 года правительством Петербурга утверждена программа внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе. В соответствии с документом к 2023 году планируется закупка более 1900 единиц спецтехники и 1200 автобусов, работающих на природном газе. Кроме того, она предусматривает ввод в эксплуатацию новых АГНКС для обеспечения газомоторных автопарков топливом. Именно поэтому проекту компании "Газпром газомоторное топливо" присвоен статус стратегического. А значит, и эффект от перехода на природный газ становится все более осязаемым.

Переплыть бензин

Россия, являясь лидером по запасам природного газа в мире (31,25 трлн м3), по данным Мирового газового союза, находится лишь на 20–м месте по числу его потребителей. Парк газомоторных автомобилей в РФ составляет 110 тыс. автомобилей — это около 0,23% от их общего числа. В этом году он вырастет, по прогнозу, еще на 6 тыс. единиц. Но для устойчивого развития отечественного рынка ГМТ, согласно оценкам экспертов отрасли, требуется ежегодный прирост в 100 тыс. единиц техники в год. Разница между нынешней точкой развития и планом наглядно демонстрирует, как много еще нужно преодолеть этому развивающемуся рынку. Однако пример других стран говорит о том, что сделать это вполне реально.
Природный газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах мира, из которых лидирующие позиции занимают Китай, Иран, Пакистан, Аргентина, Таиланд, Индия. Мировой парк газомоторных автомобилей насчитывает около 22,5 млн единиц.
Помимо того, что природный газ становится все более популярным топливом для автомобильного транспорта, его начинают внедрять на морском и железнодорожном транспорте (используется природный газ в сжиженном виде — СПГ).
В России потребление ГМТ тоже постепенно увеличивается. К 2020 году рост потребления будет обеспечен за счет программы перевода муниципального транспорта на газ в регионах (речь идет об использовании более 34 тыс. единиц газомоторной техники). Выгода от использования природного газа, 1 м3 которого, равный по своим энергетическим свойствам 1 л бензина, стоит в среднем по России 12 рублей, очевидна.
В Петербурге уже есть успешный опыт эксплуатации газомоторных автопарков — в начале 2014 года городом было закуплено 45 газомоторных автобусов для опытной эксплуатации в филиале СПБ ГУП "Пассажиравтотранс" Автобусный парк №7". Кроме того, в Петербурге немало частных компаний, которые готовы переходить на ГМТ.
"Наше предприятие с конца 2013 года эксплуатирует мусоровозы, работающие на КПГ, — говорит Анатолий Язев, генеральный директор АО "Автопарк №1 "Спецтранс". — Они оборудованы двухтопливной системой питания, которая использует КПГ в виде основного топлива в дополнение к дизельному. Применяя в качестве топлива метан, можно добиться замещения дизельного топлива до 60%, без потери мощности двигателя. При использовании ГМТ в двигателе происходит более качественное смесеобразование и полное сгорание рабочей смеси по сравнению с классическими дизельными двигателями, что в конечном счете ведет к значительной экономии затрат на топливо и обслуживание подобных машин. В планах перевести весь парк спецтехники на природный газ.

Все дело в земле

Расширение применения газомоторного топлива должно сопровождаться развитием газозаправочной инфраструктуры. Общее число АГНКС в России составляет более 260 единиц, 205 из которых находится в управлении Группы "Газпром". В Петербурге при этом пока эксплуатируются всего три заправочные станции с природным газом.
Основная проблема оказалась в отсутствии на рынке земельных участков с требуемыми параметрами. АГНКС — это не просто заправочные станции, а производственные объекты с подключением к газопроводу. Сроки их строительства существенно больше, чем у традиционных АЗС, из–за более длительных процедур получения технических условий, подключения к сетям газо– и электроснабжения. Для размещения АГНКС в условиях плотной городской застройки необходим земельный участок соответствующего вида разрешенного использования, а также соблюдение градостроительных регламентов.
Кроме того, подключение АГНКС к сетям электроснабжения практически повсеместно требует их развития, так как на объекте используется оборудование большой энергоемкости. Эти работы занимают до 1 года.
Поэтому львиная доля усилий тратилась на поиск подходящих земельных участков, а сроки реализации проектов строительства станций все увеличивались.
Статус стратегического инвестиционного проекта позволит решить главную проблему — поиска и оформления соответствующих всем требованиям земельных участков.

Большая стройка

По словам специалистов "Газпром газомоторное топливо", подготовительная работа по подбору земельных участков для первоочередного строительства АГНКС на завершающей стадии.
Строить и вводить станции в эксплуатацию планируется поэтапно, синхронизировав этот процесс с расширением газомоторных автопарков в регионе.
К 2018 году сеть из 25 АГНКС мощностью 175 млн м3 в год позволит обеспечить компримированным природным газом (КПГ) порядка 10 тыс. единиц газовой техники.
Ключевыми потребителями КПГ на ближайшую перспективу станут общественный транспорт и коммунальная техника. В горизонте до 2023 года, по оценкам властей, экономия за счет замены дизельного топлива и бензина на газ составит порядка 9 млрд рублей. За счет снижения стоимости топлива сокращение транспортных расходов бюджета достигнет 30–40%, что не только повысит рентабельность транспортных предприятий, но и позволит сдерживать рост тарифов на проезд.
Вместе с тем развитие газомоторной отрасли создаст в городе порядка 300 новых рабочих мест. Объем налоговых платежей в бюджет в перспективе на 11 лет составит 3,7 млрд рублей в федеральный бюджет и 4,2 млрд рублей в бюджет города.
Для Санкт–Петербурга, как одного из крупнейших логистических и туристических центров страны, внедрение газомоторного топлива — это не столько вопрос экономии, сколько драйвер модернизации транспортного комплекса. Использование природного газа на транспорте все меньше воспринимается как отдаленная перспектива.
И чем быстрее бизнес это осознает, тем больший эффект получит.
Рынок газомоторного топлива — это новая отрасль, формирование которой мы можем наблюдать в режиме реального времени. Внедрение нового вида топлива на транспорте — долгосрочная программа, но первые шаги уже сделаны: определены пилотные регионы, выбраны площадки для строительства и реконструкции АГНКС, продолжается работа по сотрудничеству и подписанию соглашений с регионами, консолидации усилий для перевода пассажирского транспорта, специальной и коммунальной техники на природный газ, резервированию территорий для перспективного строительства газозаправочной сети. Наша задача — обеспечить регионы России современной инфраструктурой для заправки природным газом и создать все условия для эффективной газификации отечественного транспортного комплекса. Сегодня география нашей деятельности охватывает всю территорию РФ, создано девять филиалов. Реализуя проекты в отдельных регионах, мы создаем единую федеральную газозаправочную сеть. Таким образом, природный газ станет доступен для заправки магистрального автомобильного транспорта. Газомоторные коридоры будут сформированы на ключевых транспортных артериях страны, с перспективой выхода на международные магистрали. В этой связи Санкт–Петербург для нас — приоритетный регион работы, важный транспортный узел, который должен обладать наиболее развитой газомоторной инфраструктурой. Совместная работа правительства города в части закупки газовой техники и "Газпрома" в части строительства газозаправочной сети позволит эффективно развивать региональный рынок газомоторного топлива.
Михаил Лихачев
генеральный директор ООО "Газпром газомоторное топливо"