В Петербурге предпринимательница нашла свободную нишу в ретейле

Автор фото: Архив ДП

Предпринимательница Наталия Волкова нашла в ретейле незанятую нишу — продукты для аллергиков — и создает в Петербурге свою сеть магазинов "Органика". Выручку компания не раскрывает, эксперты оценивают ее примерно в 12–14 млн рублей в год.

Идея магазина для аллергиков родилась благодаря личному опыту: людям с пищевыми аллергиями и особыми требованиями к питанию покупать продукты было очень неудобно и сложно, вспоминает Наталия Волкова. Поняв, что в петербургском ретейле есть свободная ниша — продукты для аллергиков, — она решила открыть собственный магазин "Органика". До 2010 года Наталия работала в строительном бизнесе.

Бизнес без глютена

Свое дело предпринимательница начала с создания интернет–магазина. Стартовый капитал составил около 500 тыс. рублей собственных средств, большая часть из которых пошла на закупку первой партии товара. Кредитов Наталия Волкова избегает, считая их слишком рискованными в российских условиях. Первые вложения окупились за несколько месяцев. Большую часть прибыли владелица компании вкладывает в развитие — за 5 лет работы компании она открыла два магазина площадью около 80 м2 каждый. Выручку компания не раскрывает, эксперты оценивают ее примерно в 12–14 млн рублей в год.
Подбирать ассортимент для такого магазина очень непросто, особенно в последнее время, рассказывает Наталия Волкова. Российские производители не стремятся тестировать свою продукцию, чтобы понять, не вредна ли она для аллергиков. "В России всего одна ферма, которая гарантирует отсутствие пестицидов, нитратов и в целом драконовский контроль продукции на всех этапах", — говорит предпринимательница. Это не значит, что качественных продуктов нет, просто их гипоаллергенность никто не документирует. А импортные товары из–за падения рубля стали слишком дорогими. Чтобы заработать, приходится придумывать новые форматы: например, при одном из магазинов предпринимательница открыла смузи–бар — продукты используются те же самые, но ресторанный формат позволяет увеличить наценку.
Как рассказывает Наталия Волкова, среди распространенных аллергий — непереносимость глютена, сои, лактозы, какао, разных ингредиентов косметики. В итоге конфеты и какао заменяют на плоды рожкового дерева, коровье молоко — на рисовое и ореховое. "Часто покупатели берут конопляный порошок, который скрепляет тесто вместо яиц, — рассказывает предпринимательница. — Наши основные клиенты — аллергики, вегетарианцы, молодые мамы и просто случайно зашедшие в магазин люди, которые в итоге "втягиваются".

Фермеров мало

Гипоаллергенные товары петербуржцам приходится искать в обычных магазинах: для аллергиков есть специализированные отделы в супермаркетах или магазины здорового питания. Таких в городе около 30: "Компас здоровья", "Кедр", "Медведь" и другие. Несколько компаний продают косметику и электронику: ингаляторы, увлажнители воздуха. Есть в Петербурге одиночный магазин безглютеновых продуктов, открытый по инициативе объединения больных целиакией. Анна Линчевская, представитель компании по сертификации "ЭнергоСтиль", соглашается, что в России не хватает ферм, где выращивались бы растения для косметики без химикатов, поэтому импортозамещение в этой сфере невозможно. "Для получения сертификата в продукции до 95% ингредиентов должны быть натурального происхождения, а система контроля качества на предприятии — оставаться постоянной на весь срок действия сертификата", — поясняет эксперт.