Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке в Эрмитаже, которая посвящена путешественнику, дипломату и, вполне вероятно, шпиону Ибн Баттуте.
В Эрмитаже открылась выставка, посвященная путешественнику, дипломату и, вполне вероятно, шпиону Ибн Баттуте. В начале XIV века молодой человек из хорошей танжирской семьи решил совершить паломничество в Мекку, как и положено любому уважающему себя мусульманину. Из Марокко до исламской святыни путь неблизкий, но, наверное, даже сам Ибн Баттута вряд ли предполагал, что домой он вернется через 30 лет. Как говорится, заодно и мир посмотрел. В отличие от другого заядлого путешественника — героя великой русской поэмы "Москва — Петушки", так и не увидевшего желанный Кремль, Ибн Баттута цели своей достиг и после Мекки посетил много других стран. Карта его странствий охватывает и Андалусию, и западный Китай, и Тимбукту, и Поволжье.
Даже среди наиболее рьяных исследователей экзотических земель он бесспорный лидер, превзошедший своего главного европейского конкурента — самого Марко Поло. Впрочем, путешествия героя эрмитажной выставки — отчасти литературная фантазия. Не во всех странах, описанных в его знаменитой книге "Подарок созерцающим диковины городов и чудеса странствий", он побывал. Некоторые его рассказы воспроизводят отрывки из книг других путешественников. Да и само повествование об экзотических городах и весях было записано задним числом, после возвращения на родину, со слов Ибн Баттуты его секретарем. В этой книге, помимо непосредственных впечатлений от увиденного, немало фантазий и небылиц. Это, впрочем, не смущало ни современников великого путешественника, ни последующие поколения его читателей, но даже придавало его рассказам особое обаяние.
Выставка увлекательно повествует о том, что мог увидеть Ибн Баттута в Китае, Золотой Орде, Средней Азии, Индии или в Испании. Соляные слитки, имевшие хождение как деньги в Африке, одно из первых изданий персидского поэта Саади, золотые сосуды, незаменимые в быту хана Узбека, китайские халаты с поблекшим орнаментом и ювелирные украшения из окрестностей города Старый Крым, которые теперь как будто наши, — здесь не заскучаешь. Выставка интересна и сведущим в истории средневекового Востока, и тем, кто любит экзотику.