Что мешает внедрению солнечной энергетики в России

Автор фото: Фото ИТАР-ТАСС/Дмитрий Рогулин

В Петербурге электричество, получаемое от солнечных батарей, в 4 раза дороже, чем производимое традиционной генерацией. Однако с распространением солнечной энергетики себестоимость солярного киловатта снизится.

Министерство энергетики РФ поставило задачу к 2020 году увеличить долю солнечной энергетики в общей энергосистеме России до 0,9% (сейчас она составляет 0,001%). Главными регионами солнечной генерации должны стать Краснодарский край и Республика Алтай. Однако Петербург тоже хочет быть в тренде: солнечная энергия используется для производства электричества в городском хозяйстве, в частных коммерческих компаниях и в домовладениях граждан. Однако полноценному развитию солярной энергетики (так эксперты называют солнечную генерацию, от лат. solaris — солнечный) мешает несовершенство законодательной базы.

Смольный в тренде

В 2014–2015 годах в Петербурге стартовало несколько масштабных государственных проектов с использованием солнечной энергии. Первый — создание сети велопроката, где терминалы оплаты работают не от централизованной электросети, а от солнечных батарей. Таких прокатных точек в городе уже 90. Как сообщили в компании "Байкинг Солюшнс" (оператор велопроката), электричества, которое вырабатывается солнечными батареями, полностью хватает для обслуживания платежных терминалов. Правда, в компании не смогли уточнить, каковы потребности велопрокатных станций в электроэнергии. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 800–900 млн рублей, из них около 5 млн — затраты на солнечные генераторы.
В сентябре начали работать паркоматы в зоне платной парковки в центре Петербурга (по подсчетам экспертов, затраты на их оснащение составили 3,5–4 млн рублей). Все девять паркоматов запитаны от солнечных батарей.
Около десятка петербургских причалов для речных судов также оснащены солнечными батареями. В 2015 году на 85 остановках городского общественного транспорта появятся электронные информационные табло, которые будут использовать энергию солнца. В сентябре ОАО "Рикор Электроникс" получило контракт на 46,1 млн рублей по итогам конкурса, который провел Смольный.
Частные компании и граждане также заинтересовались солнечной энергетикой. Гендиректор "Идеальной чашки" Марина Шелудько заявила, что заведения этой сети будут оснащены солярными батареями, к которым подключат зарядные системы для смартфонов и планшетов. Первое такое устройство появилось в кофейне у станции метро "Горьковская". Одновременно от батареи могут заряжаться 12 гаджетов, услуга бесплатна для посетителей кафе. Фондохранилище Эрмитажа летом питается от солнечных батарей, которые в прошлом году были установлены на клумбе около здания.

Окупится трижды

Как сообщили в компании "Мульти вуд" (дистрибьютор солнечных батарей производства финской Naps Systems), срок службы солнечной батареи — 25–30 лет. За это время она окупается трижды. "Мульти вуд" в 2014 году смонтировал солнечную панель на офисе "Комиэнерго" (филиал ОАО "МРСК Северо–Запада", входит в "Россети"). Мощность установки составляет 14 кВт•ч, стоимость — 1,5 млн рублей. До кризиса около 90% всех используемых в России панелей были импортными. Они были на 30% дороже российских и в 2 раза превышали по стоимости китайские. В кризис привозные генераторы резко подорожали и доля отечественных панелей выросла до 25%, говорят эксперты. "Российские производители пока не могут обеспечивать потребности рынка — ни по количеству, ни по качеству продукции", — говорят в "Мульти вуде".
Многие дачники покупают солнечные панели для энергоснабжения загородных домов. Вопреки общему мнению, летом солнечного света в Петербурге с лихвой хватает для обеспечения потребностей не только частных домовладений, но и офисных, торговых зданий, отмечают эксперты.
Ссылки на отсутствие инвесторов тоже не работают, говорят в компании "Автономные энергетические системы". Скажем, в Финляндии для строительства солнечных электростанций привлекают средства граждан. Финны могут купить один или несколько модулей, из которых состоит зеркальная панель электростанции, и получить либо персональную скидку на оплату электроэнергии, либо прибыль от выработки электричества на солярной станции. По такой схеме привлекались инвестиции для строительства новой электростанции в Хельсинки, введенной в строй весной.
Чем шире распространение солнечной генерации, тем ниже себестоимость выработки солнечной электроэнергии. В Петербурге сейчас солярный киловатт в 4 раза дороже, чем произведенный традиционной генерацией. В Финляндии, где доля солярного электричества составляет 1% от всей электромощности, разница составляет 2 раза, в Германии (доля солнечной электроэнергетики — 5%) — 1,5 раза.

Локальный рост

В России масштабному внедрению солнечной энергетики мешает российское законодательство, отмечает президент НП "Северо–Западная Энерго–Система" Антон Тубин. Не все электричество, которое вырабатывает солнечная батарея, использует ее владелец. Особенно летом, когда световой день длиннее. За рубежом излишки энергии сливаются в электросеть.
В России же нет законодательного механизма приемки электричества от источников малой генерации. В создании этого механизма не заинтересованы крупные энергокомпании: в РФ и так 48,5 ГВт избыточной энергетической мощности, а рост потребления в последние годы нулевой.
Резкое снижение цен на нефть и газ тоже не стимулирует развитие в России альтернативной энергетики. Так что увеличение доли солнечного электричества будет пока происходить лишь за счет локальных инициатив, считают эксперты.
Солнечная энергетика в России пока не так выгодна, как во многих других странах. Но преимущества ее очевидны: это разовые вложения на много лет вперед, при этом не нужно тянуть сети и строить генерацию. Есть районы в Ленобласти, где нет электросетей, и, чем годами ждать, пока энергетики их протянут, домовладельцы предпочитают установить солнечные батареи. Один такой комплекс из нескольких батарей и аккумулятора, который накапливает энергию днем, чтобы ею можно было пользоваться и ночью, может обеспечить все потребности в электричестве для стандартного коттеджа. Летом в Ленобласти солнечная активность не меньше, чем в Сочи.
Александр Соколов
гендиректор компании "Автономные энергетические системы"
"Энергокапитал" учредил я в 1993 году. К 1996 году компания стала одной из ведущих на питерском фондовом рынке, вместе с БФА, "Ленстройматериалами", "Девизом" и несколькими другими. 11 питерских компаний учредили Единую Торговую Систему (ЕТС), потом вместе с московскими брокерами — РТС. Учредили РДЦ (Расчетно-Депозитарный Центр) вместе с валютной биржей. Была учреждена НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), причем название "Национальная" предложил я. Меня москвичи осмеяли, мол, какой национальности? И назвали ПАУФОР (профессиональная). Но кто-то, по-моему, тогдашний ФАС, зарубил, и взяли мое. В общем, "Энергокапитал" стоял у истоков и создавал фондовый рынок России. В 1996 году я поделился акциями с Александром Кашиным и Александром Ольховским. У каждого было по 1/3. Это была безденежная сделка. В1998 году, в мае, я продал Кашину свою долю, и у него образовался контрольный пакет. Во время дефолта в 1998 году меня поставили управлять компанией, как нанятого директора. Я ее вытащил, чем горжусь. В 2000 году я ушел из компании. Кстати, в тот кризис «ДП» брал у меня интервью и вышла статья (она у меня есть) с названием "Энергокапитал" — лучше умереть на своей дороге, чем на чужой". Символично в свете нынешних событий. Конечно очень жалко, что так все закончилось. Я слышал, что у компании проблемы, но практически ничего не знаю о причинах. Знаю, что Кашин охладел к фондовому рынку. Года 4 назад мы у него дома долго говорили на эти темы. К фондовым операциям у него был антагонизм, доходящий до ненависти. В целом — грустно. Хорошая была компания.
Виталий Млынчик
президент группы компаний Quadro Electric