Правительство пытается решить, из каких источников пополнять бюджет. Можно повысить пенсионный возраст, но потерять избирателей перед выборами президента. Другой вариант — вытягивать деньги из бизнеса, пишет редактор "ДП" Александр Пирожков.
Искать потерянный кошелек проще всего под фонарем, а не там, где темно. В условиях роста бюджетного дефицита вполне ожидаемым решением по поиску источников для его покрытия стало бы повышение налогообложения крупного бизнеса. Вчера вице–премьер Аркадий Дворкович признал, что в Минэнерго уже подсчитывают эффект от возможного увеличения НДПИ для нефтяных компаний.
В конце прошлой недели стало известно, что с такой инициативой, сулящей бюджету около полутора триллионов рублей дополнительных доходов за 3 года, выступил Минфин. Решение об изменении формулы расчета НДПИ пока не принято. Но альтернатив ему не много. Самым, пожалуй, непопулярным будет быстрое повышение пенсионного возраста. Эту идею, если верить доносящимся от чиновников сведениям, в правительстве тоже обсуждают. Но в преддверии выборов депутатов Госдумы в 2016 году и президента страны в 2018–м шансов у нее не много. К категории заведомо непроходных решений можно отнести также повышение ставки налога на доходы физлиц и новый виток девальвации рубля, приводящей, как известно, к падению реальных доходов населения.
Вытягивать дополнительные деньги из бизнеса, конечно, безопаснее с электоральной точки зрения. Тем более что деньги у корпораций сейчас есть. По данным Росстата, совокупная прибыль российских корпораций в первом полугодии 2015 года выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года более чем на 42% и превысила 5,2 трлн рублей.
Добывающая отрасль, кстати, в этой гонке за прибылью была далеко не первой: ее совокупный финансовый результат поднялся всего на 15%. А быстрее всех богатели рыболовы, охотники, а также сельское и лесное хозяйство. Не упустило шанса и обрабатывающее производство — там прибыль поднялась в 2 раза, до 1,65 трлн рублей. Все это может означать, что налоговое давление на нефтяников будет только началом. Логику чиновников можно понять: раз инвестиции не растут, то есть предприятия не спешат поднимать будущую налогооблагаемую базу, значит, деньги им не очень–то и нужны. Но, с другой стороны, кто рискнет инвестировать в экономику, где правила игры меняются часто и непредсказуемо?