Холдинг "Адамант" стал крупным игроком российского стекольного рынка

Автор фото: Евгений Лучинский

Крупнейший девелопер торговых центров холдинг "Адамант" за 5 лет стал региональным лидером стекольного рынка, вложив 13 млрд рублей в развитие собственных заводов и скупку активов конкурентов.

Холдинг " Адамант ", крупнейший собственник торговой недвижимости в Петербурге, вложил около 1 млрд рублей в покупку трех стекольных заводов "Соларекс" в Новосибирске, Туле и Московской области. И в течение 3 лет планирует запустить еще три таких производства на Северо–Западе и в Подмосковье. Всего за последние 5 лет холдинг потратил на развитие стекольного направления 13 млрд рублей. С последней покупкой компания не только стала абсолютным лидером регионального рынка, но и вышла в Центральный федеральный округ — самый крупный в России. Эксперты говорят, что кризис — хорошее время для покупки дешевеющих активов. Но предупреждают, что стекольный рынок сокращается вслед за строительным, который потребляет до 70% продукции стекольных заводов. С начала года спад в строительной отрасли Петербурга составил 10%, и до конца года, по прогнозу, рынок просядет еще на 2 – 3%.

Еще три завода

Все купленные предприятия войдут в Российскую стекольную компанию в структуре "Адаманта". До последнего времени бизнесом "Соларекса" владела компания "Санби Трейдин Корп." с Виргинских островов. Теперь, по данным СПАРК, совладельцу "Адаманта" Игорю Лейтису принадлежит 38% "Соларекс–инвест", у его партнеров Евгения Гуревича и Михаила Баженова по 31%. По словам Игоря Лейтиса, инвестиции в покупку предприятий "Соларекс" составили около 1 млрд рублей. "Дополнительных вложений в развитие этих активов не потребуется — оснащение заводов одно из самых передовых в стране", — сообщил он.
Мощность трех предприятий составляет 1,5 млн м2 стеклопакетов в год. В том числе в подмосковном Климовске — 0,8 млн м2. "Сделка дала возможность РСК занять нишу на рынке Центрального федерального округа — самом большом по объему оконного остекления в России (на него приходится около 35% потребления продукции. — "ДП). До сих пор РСК там представлена не была", — говорит Игорь Лейтис. В результате покупки заводов "Соларекс" мощности РСК по производству стеклопакетов выросли в 2 раза, до 3 млн м2 в год, сделав ее региональным лидером в данном сегменте.

Миллиарды на стекло

Стекольным бизнесом "Адамант" занимается с 2006 года. Тогда холдинг выкупил у бельгийской Glaverbel за 20 млн евро семь небольших стекольных производств в России. На время кризиса 2008 года развитие новых заводов было свернуто. Но с 2010 года "Адамант" инвестировал в РСК 13 млрд рублей с учетом банковских кредитов. Сейчас в структуре РСК 14 заводов в шести регионах РФ, включая заводы "Соларекс".
Все предприятия РСК ежегодно производят более 3 млн м2 стеклопакетов (8,5% российского рынка), а также более 1 млн м2 закаленного стекла и более 120 тыс. м2 многослойного стекла. Последние две продуктовые позиции применяют для фасадного, интерьерного и транспортного остекления.
Часть продукции "Адамант" использует при строительстве собственных торговых комплексов (см. "История холдинга"). Но львиная доля продукции попадает на открытый рынок. "Останавливаться на достигнутом мы не намерены. Планируем в ближайшие 3 – 5 лет запустить еще как минимум три завода по промышленной переработке стекла на Северо–Западе и в столичном регионе", — говорит Игорь Лейтис. Кризис, по его словам, ожесточил конкуренцию в отрасли.
"Но, несмотря на стагнацию рынка, мы планируем ежегодно увеличивать объемы производства на 7%. В сбыте мы уверены", — заключил он.

Кризисное затишье

Емкость российского рынка по производству стекла, по оценкам экспертов, в 2014 году составила 240 млрд рублей. На долю листового стекла, которое является сырьем для конструкций, используемых при строительстве зданий, а также в автомобильной промышленности, приходится около четверти рынка. По данным инвестиционно–консалтинговой компании СМПРО, производство листового стекла в России за 2014 год выросло на 5%, до 262 млн м2 (импорт сократился на 26%, а экспорт увеличился на 56%). При этом потребление стекла за тот же период сократилось на 5%, до 245 млн м2.
В этом году падение продолжилось: в первом полугодии 2015 года производство стекла в России, по данным СМПРО, снизилось на 6%. Прирост производства (на 7,5% по итогам полугодия) был зафиксирован только в Северо–Западном округе. "В целом по стране старожилы отрасли снижают объемы производства. На рынке говорят о перепроизводстве. Есть серьезное опасение, что в 2015 году ситуация усугубится настолько, что несколько заводов вынуждены будут остановиться", — говорят эксперты агентства ABARUS Market Research.

Все зависит от стройки

Однако заводы РСК почти не продают листовое стекло в виде сырья — для этих целей выпускается только 530 тыс. м2 в год. Львиная же доля стекла идет на производство стеклопакетов, которые являются основной продукцией холдинга. Объем российского рынка по этой товарной позиции, по данным QB Finance, составляет около 70 млрд рублей в год. На Северо–Запад приходится 10% российского производства.
"С 2009 по 2013 год продажи стеклопакетов росли на 17 – 28% ежегодно благодаря активному развитию строительного рынка. Но в последние годы сегмент стагнирует. И прогнозы для поставщиков материалов неутешительные. В 2015 году объемы строительства могут сократиться на 10 – 15%. Из–за этого производство стеклопакетов рискует упасть на 30 – 40%", — говорит аналитик ИФК "Солид" Елена Юшкова.
Опасения коллеги разделяет директор по продажам УК Docklands Екатерина Запорожченко. "С начала года объемы строительства в Петербурге упали 10%. И до конца года рынок потеряет еще 2 – 3%. Очевидно, что спрос на стеклопакеты и фасадное стекло в такой ситуации провиснет", — говорит она
Этот рынок, по мнению участников рынка, могли бы поддержать госпрограмма по замене окон в старом фонде. Одна из таких программ по энергоэффективности несколько лет назад была запущена в Москве. Но о планах Смольного пока ничего не слышно.
В жилищном комитете "ДП" подтвердили, что нынешней программой капремонта замена всех окон в старых домах не предусмотрена. "Меняем только окна в подъездах", — заключили там.
Производство стекла для оконной индустрии в первом полугодии 2015 года сократилось примерно на 3%, а производство стеклопакетов и светопрозрачных конструкций — на 15%. Тенденция до конца года сохранится. Некоторые производства остановятся. Но кто–то получит шанс увеличить долю рынка. Эта ситуация связана не с кризисом или санкциями, а с перепроизводством последних лет в отрасли. Импорт уже сократился более чем на 50%. Главным образом за счет сокращения поставок из Белоруссии. Так что связывать и эту ситуацию с политикой импортозамещения было бы неверно.
Максим Касьянов
руководитель продаж компании VEKA Rus в Северо–Западном регионе России
Во–первых, ребята из "Адаманта" — опытные бизнесмены и наверняка просчитали все риски такого дорогого шага, как расширение бизнеса. Во–вторых, здесь мы видим пример настоящего, а не фанфарного импортозамещения. Что очень радует. Отечественные стеклопакеты и материалы для остекления значительно дешевле импортных. Так что у "Адаманта" есть отличный шанс победить конкурентов ценой и расширить сбыт. Ведь все строители в условиях кризиса экономят на каждой мелочи. Да и на перспективу это верная стратегия — не вечен же этот экономический кризис!
Олег Барков
генеральный директор Hansa Group