В Петербурге девелоперы не хотят устраивать для своих клиентов акции вроде Black Friday, которая с успехом прошла в Москве. Петербургские компании пока ограничиваются небольшими скидками в 15-25% от стоимости жилья.
Маркетинговую акцию Black Friday (в переводе с англ. "черная пятница") придумали в США для определения покупательной способности населения. В этот день одновременно многие ретейлеры продают товары с максимальными скидками. Black Friday проходила и в России, и не только в ретейле. Недавняя московская черная пятница рынка недвижимости, если верить отчетам участников, принесла неплохие результаты: за 3 дня со скидками было продано более 200 квартир.
Умеренные скидки
Традиционно лето — не самый активный период для продаж квартир, поэтому в это время спрос застройщики поддерживают различными маркетинговыми акциями. Петербургские застройщики предлагают скидки — 15-25% от стоимости жилья или варианты беспроцентных рассрочек. В 2015 году число и качество таких акций превысили показатели последних лет. Но к проведению черной пятницы, когда скидки достигают 35%, в Петербурге оказались не готовы.
В целом петербургский рынок показывает себя крайне консервативным. По мнению Екатерины Запорожченко, директора по продажам УК Docklands, черная пятница интересна тем, у кого застоялся неликвид.
"Участвовать не будем. Скидки давать не будем. Черная пятница — это вынужденная мера, удар по имиджу. Плохая ситуация на рынке нас, к счастью, не касается. У нас в июле самое большое количество продаж. В сентябре ожидаем еще большего повышения спроса", — говорит она.
По мнению экспертов, любые предложения радикальных скидок вызывают сомнения в добросовестности застройщика и его финансовой устойчивости. Если в США в рамках Black Friday скидки на товары и услуги достигают 70–90%, то на рынке недвижимости подобное невозможно.
По мнению Игоря Онокова, генерального директора девелоперской компании "Леонтьевский мыс", скидка на квартиру более 20% уже должна вызывать подозрения — это говорит о том, что дела у застройщика идут не очень хорошо.
"Резкие падения в цене у некоторых застройщиков, возможно, и дадут им в краткосрочной перспективе всплеск продаж, но на уровне точки безубыточности. И далее продажи резко сократятся", — уверен исполнительный директор ЗАО "Ойкумена" Роман Мирошников. Во–первых, объясняет он, потенциальные покупатели будут ждать от застройщиков новых скидок через год. Во–вторых, большие скидки у многих осторожных покупателей могут вызвать вопросы о финансовой устойчивости таких компаний, что также негативно скажется на продажах в среднесрочной перспективе.
Тенденции придут
Не все девелоперы столь категоричны. "Большинство трендов, рождающихся на Западе и опробованных в Москве, рано или поздно приходят в Петербург. На мой взгляд, скоро такая акция, как Black Friday, пройдет и в нашем городе, — говорит Любовь Вовченко, директор по маркетингу компании "Главстрой–СПб". — Полагаю, что мы могли бы к ней присоединиться при условии участия в мероприятии других надежных девелоперских компаний".
При проведении такой акции максимальная скидка на квартиры, по ее мнению, может достичь 25% от базовой цены.
"Для застройщика это довольно неплохой способ продать неликвидное жилье и возможность получить горячих клиентов, уже готовых к покупке квартиры. Полагаю, что в этом случае речь не идет о настолько больших скидках. Идея здравая, но не со всеми она работает. Подобная распродажа рассчитана на импульсивного клиента и не работает в элитном сегменте", — считает Людмила Тэор, руководитель направления продаж и маркетинга группы SOLO.
Опасения есть и у Павла Бережного, исполнительного директора ГК "С. Э. Р.", который уверен, что покупка квартиры — обдуманный шаг: "Принятию решения о приобретении квартиры предшествует этап изучения района будущего проживания — есть ли там необходимая инфраструктура. Сейчас среднее время принятия решения составляет 3–6 недель".