Минтруд предлагает упростить микропредприятиям процедуру увольнения сотрудников. Предприниматели считают, что в других сферах бизнеса подобная господдержка была бы более актуальной.
Минтруд
опубликовал законопроект, где предлагается разрешить микропредприятиям (то есть компаниям, где работает меньше 15 человек) не предоставлять сотрудникам обязательных учебных отпусков, при сокращении выплачивать пособие в объеме заработка за один месяц, а об увольнении предупреждать за 2 недели (сейчас по ТК этот срок — 2 месяца). Также чиновники хотят позволить таким компаниям не заводить для сотрудников трудовых книжек, а вместо этого разработать специальную форму трудового договора.
В пояснении к проекту на Едином портале раскрытия правовой информации чиновники поясняют, что цель инициативы — упростить работу микропредприятий, которым приходится бороться с финансовой неустойчивостью, зависимостью от колебаний рынка и другими трудностями. Однако многие предприниматели, в том числе сами владельцы таких фирм, считают эти меры неоправданными. Сейчас компании чаще нарушают права сотрудников, чем крупные фирмы, а их работники обычно не отстаивают свои законные требования, а просто увольняются. И даже сами разработчики акта отмечают, что для малых компаний характерно совмещение работниками нескольких должностей. В итоге проект может закрепить распространенное правонарушение.
Сами предприниматели считают, что в жизненном цикле малой компании действительно есть периоды, когда владелец не может соблюдать все нормы ТК. Владельцы микробизнесов неавторизованно рассказывают, что в начале работы очень часто устные договоренности заменяют все документы и размеры оплаты труда, выходных и отпусков обсуждаются только на словах. Оформлять сотрудников в штат иногда начинают через несколько месяцев после запуска бизнеса, а иногда и вовсе не оформляют годами, в том числе чтобы сэкономить на взносах во внебюджетные фонды. Против такого формата работы обычно не возражают студенты и пенсионеры, для которых занятость временная и является только источником дополнительного дохода, а не социальных гарантий.
Cовладелица "Тайга хостел" Алена Енова, напротив, считает, что инициатива упростит работу микробизнесам: у небольших компаний нет "подушки", которую они могут заложить на случай непредвиденных обстоятельств. "Часто микробизнесы — это детища молодых предпринимателей, которые из "кубышки" собрали начальный капитал и только делают первые шаги, — рассуждает предпринимательница. — Ошибки им стоят дорого, и те, кто работает без инвесторов, не в состоянии обеспечивать полноценные социальные гарантии в виде учебных отпусков и компенсаций в случае увольнения. У них просто нет на это денег. Более того, чаще всего, если идет сокращение штата в микрокомпаниях, это значит, что дела пошли плохо и предприниматель, чтобы сэкономить, сам встает "за стойку" и работает за пятерых, чтобы просто выжить и оставить свой бизнес на плаву. Здесь один выход из двух — или принимать решение о сокращении и вкалывать самому, либо закрывать бизнес совсем". Она добавляет, что беспокойство о правах работников имеет основания, но если компания начнет уходить от проблем в теневую часть экономики, то и этот закон не призовет ее к ответственности.
Распределение сотрудников малых компаний по отраслям, %
Источник:
Анна Вендик, гендиректор ООО "СП "Гнездо", поднимает еще одну проблему: "Ущемление прав работников приведет к снижению качества трудовых ресурсов на микропредприятиях и к затруднениям с подбором квалифицированного персонала".
"Наверное, каким-то предприятиям это немного упростит жизнь, кому-то позволит перейти на более прозрачные схемы работы с сотрудниками, — сомневается владелица коворкинга "Дом гнома" Мария Юдаева. — Возможно, в кризис это позволит микропредприятиям быть более гибкими и быстро реагировать на отсутствие спроса. Но я бы не рассматривала ее как реальную помощь микробизнесу: для нас вести 10 трудовых книжек не составляет труда, заполнить трудовой договор тоже несложно". Предпринимательница добавляет, что в маленькой компании проблемы в любом случае решаются в личном общении работодателя и сотрудника. И увольнения и отпуска — далеко не самая главная сложность, где бы микробизнесу требовалась поддержка государства.
Однако совладелец ООО Clean Touch Vend Михаил Талалай считает, что в целом идея правильная: чем меньше в микробизнесе будет бюрократии, тем лучше. "Я бы вообще предложил регулировать все отношения между работником и работодателем в таких компаниях одним договором, где бы прописывались все условия сотрудничества, — рассуждает он. — Дальше уже работник будет решать, устраивают его такие условия или нет". Он добавляет, что трудовые книжки для всех компаний лучше заменить на единую электронную базу данных работников России.