Почему многие работодатели боятся перфекционистов

Автор фото: globallookpress

Кто, как не перфекционист, сделает работу идеально настолько, что любо–дорого поглядеть. Но выясняется, что многие работодатели боятся таких работников, хотя и мирятся с ними. Другие — борются.

Перфекционизм ассоциируется с ответственностью и достижениями, что свойственно людям с высокими личностными стандартами. Уязвимость таких работников в их болезненном отношении к критике, боязни ошибок и патологическом желании довести все до совершенства. Воспринимая ошибку как неудачу и свою профессиональную некомпетентность, перфекционист постепенно перестает рисковать, а значит, действовать, и его развитие останавливается. "Когда главным мотивом перфекционизма становится страх сделать что–то не так и этот страх заставляет возвращаться к уже сделанному снова и снова, движения вперед не происходит", — говорит вице–президент по работе с персоналом АРСИЭНТЕК Виктор Потапов.
Кроме того, именно перфекционисты чаще всего подвержены профессиональному выгоранию. Выгорание, как говорят психологи, следствие хронического стресса. В ловушку стресса перфекционист попадает, когда у порученной ему работы есть сжатые сроки, а совершенствовать ее можно бесконечно. "Работники–перфекционисты, выполняя поставленные задачи со сжатыми сроками, не всегда могут закончить вовремя, а при выполнении долгосрочных поручений не могут быть до конца уверены в качестве их исполнения", — подчеркивает этот парадокс Алексей Старкин, руководитель проекта "Профессиональные кадры рынка обслуживания недвижимости".

Идеальные люди

Конечно, плюсы в перфекционизме есть. "Мало кто из нас согласится на операцию у хирурга–халтурщика или захочет лететь на самолете, который осматривал невнимательный механик", — замечает Павел Лебедев, руководитель направления исследований Superjob.ru. По мнению HR–директора компании "АДАМАС" Елены Воробьевой, перфекционизм — важная черта сотрудников, в сфере ответственности которых соблюдение стандартов и инструкций. Евгения Маркова из компании Cornerstone относит к ним в первую очередь бухгалтеров, кадровиков, аналитиков, программистов, социологов.
"Перфекционист, находясь в постоянном поиске совершенства, может абсолютно случайно прийти к невероятным открытиям и нестандартным решениям", — обнаруживает еще один плюс в перфекционизме президент HR–ассоциации Петербурга и Ленобласти Надежда Коротовских.
При этом большинство руководителей все же считают перфекционизм благом лишь в умеренной дозе. Определить эту умеренность удается, как правило, только опытным путем, то есть когда дело сделано, точнее, не сделано вовремя. Впрочем, эксперт по маркетингу PR Partner Ольга Смирнова считает, что распознать заядлого перфекциониста можно еще при приеме на работу: "Такой человек проявляет сверхтребовательность по отношению к себе и окружающему миру и неадекватно относится к критике. Он видит мир черно–белым и не замечает полутонов, ему сложно приступить к работе, если он заранее не уверен в успехе, а значит, легко может завалить сроки. Поэтому, даже если это очень талантливый работник, лучше не рисковать и поискать другого кандидата". В одной телекоммуникационной компании существует категорический запрет на трудоустройство сотрудников с качествами перфекционизма, если речь идет о проектной командной работе. "Перфекционизм — это в принципе плохо для компании, особенно если речь идет о руководителе, — говорит управляющий партнер ГК "220 Вольт" Алексей Федоров. — Это заставляет людей запускать любой проект только в том случае, если он идеален со всех сторон. На это тратится много времени, а на деле может оказаться, что пользователям проект вообще не нужен". Ярким примером руководителя–перфекциониста, конечно, является основатель Apple Стив Джобс. Он с трудом уживался с коллегами, критиковал мельчайшие детали выпускаемой продукции, работал круглосуточно на износ, срывал сроки сдачи прототипов техники. Но результат того стоил. Совет директоров компании боролся с его перфекционизмом, забирая проекты.

Загнать в рамки

Действительно, лучший способ справиться с перфекционистом — загнать его в рамки. "Задание давать заранее, чтобы у сотрудника было время сделать все наилучшим образом, — советует Лана Казновская, владелица сети кондитерских "Кусочек счастья". — Перфекционисты треплют нервы и кажутся ужасными тормозами, хочется пинать их и трясти, чтобы уже наконец дали результат. Крепитесь! Все будет. Но не прямо сейчас. Зато результат того стоит, поверьте".
Психологи уверяют, что до таких людей важно донести мысль: совершенство — не синоним успеха. Иногда за ошибку стоит похвалить. Правда, сделать это нужно так, чтобы не создать ложного представления у окружающих, что отныне успех работы зависит от количества допущенных ошибок.