Полугодовой оборот розничной торговли в РФ понизился на 8%, до 12,923 трлн рублей. Помесячная статистика показывает рост выручки второй месяц подряд. В структуре розницы выделяются продуктовые сети, показатели которых растут куда стремительнее.
За полгода выручка российской розницы снизилась до 12,923 трлн рублей. Это на 8% меньше, чем в первом полугодии прошлого года, отмечает Росстат. Вместе с тем в месячном выражении продажи уже второй месяц увеличиваются: на 0,4% в июне и на 2,1% в мае. Сильнее всего продажи падали в январе — на 32,9%, с февраля ситуация начала выправляться — 4%. В марте они даже выросли на 6,8%, но снова упали в апреле на 2,6%.
При этом реальные доходы россиян за год упали на 3,5%, из них с начала года — на 3,1%, отчитываются в ведомстве. По его оценкам, средняя зарплата в июне составила 35,9 тыс. рублей. По сравнению с прошлым июнем она выросла на 7%, за полугодие — на 6,1%. Реальная зарплата в годовом выражении в июне упала на 7,2%.
Если говорить о крупнейших представителях продуктовой розницы, то их выручка растет значительными темпами. Недавно "Магнит" отчитался об июньской выручке в 78,5 млрд рублей, она на 24,6% выше, чем в прошлом июне. Хотя рост по сравнению с маем и замедлился на 28,7%. За полугодие "Магнит" увеличил продажи на 30%, до 453,7 млрд рублей, из них на II квартал пришлось 235,5 млрд рублей.
Оборот "Дикси" за полгода подскочил на 23,1%, до 131,6 млрд рублей. В июне выручка в годовом выражении выросла на 16,6%, до 22,2 млрд рублей. Рост замедлился, в мае его фиксировали на уровне 20,4%.
Пока не опубликовала полугодовую отчетность "Лента", выручка которой в I квартале увеличилась на 40%, до 54,5 млрд рублей. За тот же период сеть показала лучший прирост трафика среди публичных ретейлеров, что должно стать основным средством по наращиванию выручки в условиях сокращения доходов покупателей. "О'Кей" опубликует показатели за II квартал 20 июля, говорится в сообщении компании. За I квартал сеть заработала на 7,4% больше, чем в прошлом году, — 37 724 млн рублей.
Выручка X5 Retail Group за полугодие выросла на 27,3%, до 380,7 млрд рублей. Активнее всего из магазинов сети, в которую также входят "Перекресток", "Карусель" и "Экспресс-Ретейл", росла "Пятерочка". Ее выручка увеличилась на 35,3%. В целом сеть улучшила показатели благодаря росту среднего чека на 13% и покупательского трафика на 2,2%.
Эти причины вполне можно экстраполировать на весь продуктовый рынок. Рост среднего чека неудивителен в силу инфляции, которая с начала года составила 9,4%, а перестать есть люди не могут. Рост трафика также можно объяснить кризисом, поскольку покупатели ищут более дешевые товары в сетевых магазинах. Недавно опубликованный опрос ВЦИОМ показал, что за 5 месяцев доля тех, кто экономит на еде, выросла до 32%, еще 29% даже отказались от некоторых продуктов. Доля тех, кто покупает продукты впрок, с начала года выросла с 17% до 21%.
Все крупные игроки продолжают наращивать свое присутствие на рынке, в том числе в новых для себя регионах. Крупные сети, пользуясь слабостью мелких конкурентов, наращивают свои доли.
Только в июне "Дикси" открыл 64 магазина (на 30 июня компания управляла 2466 точками). Семь гипермаркетов с начала года запустила "Лента". Три супермаркета и интернет-магазин запустил "О'Кей". О планах открыть более 2 тыс. магазинов в январе говорил генеральный директор "Магнита" Сергей Галицкий, из них 1,2 тыс. — магазины у дома. Если сравнить цифры на сайте компании с данными на середину прошлого года, получается, что за год сеть приросла на 2,2 тыс. точек.
Несмотря на кризисные явления, перспективы роста российского продуктового ретейла таковы, что в Euromonitor считают, что к 2018 году он станет крупнейшим розничным рынком Европы с объемом в $420 млрд.