Арт-критик Станислав Савицкий — о 56–й биеннале современного искусства в Венеции.
Приобщиться к мировой совести проще простого. На конгрессе в защиту мира нужно ратовать за прекращение эскалации международной напряженности. Выступая в поддержку Красного Креста — обязать человечество оказать медпомощь всем, кто в ней нуждается. К таким же вершинам гуманизма стремится главный проект 56–й биеннале современного искусства в Венеции All the World's Futures, призывающий к состраданию народам третьего мира и тем, кому будущее не сулит ничего хорошего. Требуются сочувствие и сознательность, ведь в мире, оказывается, не все благополучно. Восточная Украина, ИГИЛ, беженцы, заполонившие юг Италии, голод в Эфиопии, экокатастрофы — новости сегодня не внушают оптимизма. Не менее печально, впрочем, и то, что художник мутирует в политрука, порицающего пороки человечества, обложившись антикапиталистическими трактатами.
Политэстетство
Куратор биеннале Оквуй Энвезор известен как знаток африканского искусства и успешный левый интеллектуал. Он был художественным руководителем 11–й Документы в Касселе, биеннале современного искусства в Севилье, триеннале в Париже. Ему за 50, и в своем поколении он один из самых умелых и умеренных критиков неолиберализма и глобализма. Это благородное и прибыльное дело — напоминать о том, что у западного благополучия есть нелицеприятная изнанка. Но есть в этих призывах к коллективному состраданию всем униженным и оскорбленным что–то от воскресных театрализованных представлений в ЦПКиО. Устроить на протяжении всей биеннале (а она продлится аж до 22 ноября) чтение "Капитала" Маркса, как это делает герой нынешнего фестиваля, обличитель консьюмеризма и пропагандист роллс–ройсов Айзек Джулиан, — образцовое культмассовое мероприятие. По нынешним временам большего эстетства, чем скандировать где–нибудь в МОМА Ги Дебора, и не придумаешь.
Парламент форм
Смягчает тягостное впечатление от салонного марксизма то, что Энвезор преподнес идеологию на фоне многообразия искусства и многоголосия художественных свидетельств о современности. Созданный им для биеннале "Парламент форм" уравнивает в правах художников, произведения и традиции, чтобы продемонстрировать, как многолик мир искусства. Мысль нехитрая, зато идейный накал остужает. Энвезор также хотел обозначить единое, объединяющее нас всех как современников время, слагающееся из нашего экзистенциального опыта и его художественного преломления. Вышло только на бумаге, несмотря на то что в этом году в Венеции как никогда большая программа перформансов. В главном павильоне построена Арена, каждый день здесь новый арт–ивент, но публика в основном в залах, где задают тон видео и документации всех мастей. Одним словом, все многополярно в соответствии с вызовами современности и хаотично, как это заведено на биеннале уже 120 лет. И приз лучшему художнику вручили политически сознательной Эдриан Пайпер (США).
Производство образов
Несмотря на то что "Золотой лев" за нацпроект был присужден Армении, самую злободневную выставку сделали немецкие художники, перестроив павильон Германии в завод по производству образов. Один цех отведен в нем историям беженцев из Северной Африки, в двух других исследуется граница между художественным вымыслом и жизнью. На крыше завода Олаф Николаи, запомнившийся стильной инсталляцией на последней Берлинской биеннале, открыл мастерскую бумерангов. В ней работают загадочные мастера, к концу фестиваля они создадут бумеранг с идеальной траекторией возвращения. Немецкие художники укротили отлаженную, превращающую искусство в конвейер арт–индустрию, чтобы сказать о нашем времени неотложные и простые вещи.
Чудесная выставка в павильоне Уругвая. Сначала вы с тоской обводите взглядом пустой зал и белые стены, в который раз думая о бессмысленности повторения авангардистских жестов, будь это акции Кляйна или концептуалистов. Но тут вы замечаете едва различимые в белизне стен тончайшие прорисовки и крошечные бумажные аппликации. Зал декорирован узором микроскопических значков, его можно рассмотреть, если подойти к стене вплотную. "Глобальная миопия" — так названа графическая инсталляция Марко Маджи.
С. Т. Яспер и Йоанна Малиновска сняли для польского павильона ироничное видео о постановке знаменитой польской оперы "Халка" в деревушке на Гаити. В ней живут потомки польских солдат, посланных Наполеоном для подавления восстания, но вместо этого присоединившихся к повстанцам. Климатически беспроигрышный выбор.
Не как в футболе
Что касается российских участников, все как обычно, но не до такой степени, как в футболе. Проект Ирины Наховой интересен как веха в истории московского концептуализма, но многих ли посетителей биеннале занимает эта история? Теллурийский павильон Владимира Сорокина, хочется думать, был сделан для чиновников от культуры, но увидели–то его, к сожалению, и многие другие. В Арсенале трогательные рисунки Ольги Чернышевой, неожиданно человечные для то плакатного, то скептичного современного искусства. Портрет симпатичной собаки запоминается названием "Работа, которую не взяли на выставку из–за сентиментальности". Ольга Глюкля Першина–Якиманская выставила по соседству костюмы, протестующие против политики правительства. Все лозунги на них написаны по–русски. Наверное, если зачитывать их вслух громко, народ сбежится хотя бы на шум. Вот вам и политическая манифестация. AES+F показали программное видео, группа Recycle дебютировала инсталляцией.
Едва ли не самый удачный из проектов, идущих параллельно основной программе, — "Портативная классика" в Фонде Прада. Это размышление об истории миниатюрных копий древнегреческой скульптуры. Шедевры тиражировались столетиями, претерпевая изменения согласно вкусам той или иной эпохи. Вторая часть этой выставки проходит в только что открывшемся миланском филиале фонда. Там показаны мультипли римского периода, воспроизводящие древнегреческую серийную скульптуру. Такие проекты искупают биеннальный агитпроп и даже избавляют фестиваль от части упреков в банальности, хаотичности и идеологизированности.