Конституционный суд России разрешил раскрывать врачебную тайну, но только в исключительных случаях: по запросу следствия, суда или прокуратуры.
Конституционный суд (КС) РФ разрешил в исключительных случаях раскрывать врачебную тайну. Определение в четверг, 2 июля, опубликовано на сайте суда.
Исключительными случаями могут стать запрос следствия, суда или прокуратуры. Эти ведомства могут ознакомить с данными третьих лиц, если это потребуется для защиты их прав.
Конституционный суд напомнил, что заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику, а при их отсутствии — другим родственникам либо законному представителю умершего. Когда заинтересованное лицо владеет этой информацией, хранить от него в тайне сведения о принятых врачами мерах, в том числе о диагностике, лечении, назначенных медицинских препаратах, — не всегда оправданная мера, особенно учитывая мотивы и цели обращения за подобными сведениями, отметили в КС.
Там добавили, что законодатель может предусмотреть конкретные правовые механизмы доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну умершего лица.
Поводом для обсуждения врачебной тайны стал запрос гражданина, которые после смерти жены потребовал в больнице ее медицинскую карту, усомнившись в адекватности оказанной помощи. Больница отказалась выдать карту. Районный суд признал решение незаконным, но вышестоящая инстанция приняла другую сторону. Минздрав республики Татарстан, в свою очередь, отказался проверять качество оказанной медицинской помощи, сославшись на врачебную тайну. Тогда мужчина пошел в Конституционный суд.
В июне КС разрешил открывать тайну усыновления, чтобы дети усыновленных людей могли узнать правду о своем происхождении и национальности.