Впервые с 2009 года в Международном военно-морском салоне (МВМС), открывшемся в Петербурге, не участвуют корабли иностранных ВМС. А также посетители салона не увидят десантные корабли "Мистраль", построенные французами для отечественного флота, но так и не переданные ему.
Что мы строим и собираемся строить, можно увидеть с 1 по 5 июля на Васильевском острове, на территории конгрессно-выставочного центра "Ленэкспо" и примыкающей к нему акватории, где выставлены все достижения нашего кораблестроения и его перспективные разработки.
Наконец-то появился макет авианосца, о котором ВМФ РФ грезит последние 10-15 лет. Концептуальный проект будущего авианосного корабля "Шторм" презентует ФГУП "Крыловский государственный научный центр". По задумке авторов проекта, основные задачи корабля — воевать в дальней морской зоне (свыше 200 миль от берега) и прикрывать высадку морского десанта от авиации противника. Второй концепт, представленный Крыловским центром, — эскадронный миноносец, который должен будет бороться с морским терроризмом во всех зонах мирового океана.
Из мечты в реальность возвращают выстроившиеся у причалов Морского вокзала и "Ленэкспо" корабли и катера. В большинстве своем уже видавшие виды и к новинкам салона некоторые из них можно отнести с большой натяжкой. Например, изготовленный Средне-Невским судостроительным заводом тральщик "Александр Обухов". Можно было бы о нем и вовсе не упоминать, но он произведен нетрадиционным способом — не из металла, а из композитных материалов — это огромное достижение отечественной судостроительной индустрии последних лет. ВМФ так понравился головной тральщик, что он заказал целую серию из четырех таких же.
Правда, за серию, как рассказывают бывалые корабелы, Средне-Невскому заводу пришлось побороться. На контракт претендовали судостроители Татарстана. Удивительное дело, но они готовы были строить дешевле. "Хвала административному ресурсу и губернатору, заказ остался у нашего завода", — говорит один из чиновников, знакомый с ситуацией.
По соседству с тральщиком стоит дизель-электрическая подводная лодка "Старый Оскол", проекта 636. Послезавтра, 3 июля, на ней поднимут флаг ВМФ РФ, а затем с гордо поднятым стягом она отправится на Черноморский флот защищать Крым. А пока любознательные граждане могут посмотреть на лодку, которую отечественная промышленность скоро перестанет выпускать. Ей на смену придут лодки проекта 677 "Лада", которым ВМФ так и не может найти применения из-за их несовершенства. Тем не менее, чтобы производственные площади не пропадали даром, Минобороны заключило все-таки контракт с Адмиралтейскими верфями на достройку уже заложенных лодок 677 проекта. А пока их достраивают, ЦКБМТ "Рубин" займется разработкой перспективной неатомной лодки под кодовым названием "Калина".
Корвет "Стойкий" производства СЗ "Северная верфь" — самый крупный экземпляр боевого корабля салона. Вместо него планировали показать публике головной фрегат проекта 22350, "Адмирал флота Советского Союза Горшков", предназначенный для ведения боевых действий в дальней морской зоне, но он сейчас только еще проходит испытания на Балтике. Флот ему прогулы ставит. Предполагалось, что военные получат фрегат нового проекта в 2012 году, но из-за ряда проблем, в частности с силовыми установками, которые сгорели, корабль передадут морякам в этом году (и то, вероятно, только потому, что так распорядились высшие лица государства, у которых лопнуло терпение).
Как дальше строить фрегаты, пока вообще не понятно. Ведь газотурбинные установки для них поставляли украинцы, которые, обидевшись на воссоединение России с Крымом, прекратили с нами военно-техническое сотрудничество. Из этих же соображений не увидят посетители салона в этом году ни нидерландских десантных кораблей, ни испанских или французских тральщиков, ни германских, американских или голландских фрегатов.