Строительство метро "Горный институт" подешевело на 700 млн рублей

Автор фото: Ковалев Петр

Смольный в третий раз объявил самый крупный конкурс года на строительство перегона до метро "Горный институт". Подрядчикам предлагают выполнить работы за 20,7 млрд рублей. Почти 700 млн рублей сэкономили, сократив статью "непредвиденные расходы".

Смольный в третий раз пытается выбрать подрядчика на самый крупный госзаказ года и объявил конкурс на строительство перегона от станции метро "Спасская" до "Горного института" за 20,7 млрд рублей. Предыдущий конкурс на эти же работы оценивался почти в 21,4 млрд рублей. Столько же стоили работы и в ходе первого объявленного конкурса.
Заказчик работ — Дирекция транспортного строительства (ДТС), подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
"Стоимость работ была снижена, поскольку было принято решение об исключении из сметы графы "непредвиденные расходы". Это позволит сэкономить бюджетные деньги", — рассказали в КРТИ.
Три основных претендента на этот подряд — "Метрострой", "Специализированное тоннельное строительство" (СТС) и "Ремонт и строительство сетей ПРиСС" (ПРиСС).
Эти же компании подавали заявки на участие в предыдущем, отмененном конкурсе. Однако ПРиСС и СТС к участию не допустили. Обе фирмы направили жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Они рассматривались именно в ФАС в Москве, а не в местном петербургском управлении, поскольку речь идет о крупном контракте.
ПРиСС оспаривает тот факт, что компанию не допустили к конкурсу, в суде. Теперь это дело фактически теряет смысл, поскольку подрядчик может участвовать в конкурсе заново. СТС отзывала первую свою жалобу накануне ее рассмотрения, но спустя 2 месяца обновила ее и снова направила в ФАС. Однако там жалобу признали необоснованной.
Антимонопольщики нашли нарушение в другом — в том, как была составлена заявка "Метростроя", единственной допущенной компании. В результате оказалось, что участников в конкурсе вообще нет. Однако КРТИ не согласился с этим решением и пытался все равно заключить договор с "Метростроем". Но КРТИ требовалось согласовать это действие с комитетом по экономической политике. И там согласование не дали.
Выбрать победителя пытаются уже больше чем полгода. За это время не только развернулось несколько скандалов вокруг конкурса, но и произошли изменения внутри компаний-претендентов. В СТС и связанных с ним компаниях "Водоканалстрой" и СТиС укрепил свои позиции новый совладелец Альберт Цибаев, партнер Бориса Ротенберга. "Метрострой", напротив, потерял свои монопольные позиции на рынке петербургского метростроения и попал в немилость к Смольному.  
Первый конкурс на строительство перегона от станции метро "Спасская" до "Горного института" на Васильевском острове был объявлен еще в конце 2014 года. Однако в декабре выяснилось, что заявок от участников на него не поступило. Затем в 2015 году конкурс объявили заново, на него и подали заявки СТС, ПРиСС и "Метрострой".
Станция с пешеходным переходом будет построена на пересечении Большого проспекта Васильевского острова и Косой линии. Планируется, что второй выход будет рядом с перекрестком 23-й линии и улицы Масляный канал, но в конкурсной документации он пока не обозначен.
Строительство станции метро "Горный институт" внесет свой вклад в коллапс, который эксперты прогнозируют на Васильевском острове в связи с рядом масштабных ремонтно-строительных проектов. Из-за работ перекроют часть Большого проспекта.