Курс на геолокацию

Несложные геолокационные сервисы позволяют банкам повысить транзакционную активность, улучшить удобство обслуживания клиентов и выиграть в конкуренции.

Впоследние годы банки активно развивают геолокационные сервисы — онлайн–поиск ближайших отделений, подбор отделения исходя из часов работы, загруженности, наличия услуг, поиск ближайших точек приема оплаты. С одной стороны, подобные сервисы повышают качество онлайн–услуг, с другой — позволяют повысить конкурентоспособность, объясняет аналитик ИК "Финам" Тимур Нигматуллин. Например, предоставляя кредитные продукты, банк теперь конкурирует не с десятками игроков, а с единицами, отделения которых представлены в пешей доступности. По оценкам аналитика, рынок геолокационных сервисов в России растет двузначными темпами и в 2015 году составит около 3 млрд рублей. Сейчас, по разным данным, порядка 40–45% российских потребителей владеют смартфонами. Потенциально все они могут использовать геолокационные сервисы в повседневной жизни, отмечает Наталия Масарская, начальник развития отдела электронного бизнеса Райффайзенбанка.

В поиске банкомата

Наиболее популярен сегодня сервис поиска ближайшего банкомата, при этом технически исправного и загруженного деньгами, отмечает директор департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Алексей Дегтярев. В мобильных банках Бинбанка, Промсвязьбанка, Райффайзенбанка можно также выбрать ближайший магазин со скидкой по карте. Среди партнеров по программе скидок магазины, рестораны, отели и другие компании. Как отмечает Наталия Масарская, приложение использует сегодня 25% клиентов (при этом доля Петербурга — порядка 18%), и в ближайшие годы их количество достигнет половины. Сейчас банк планирует обновления, которые позволят просматривать на интерактивной карте места совершения покупок, а также получать push–сообщения при посещении торговых центров со списками партнеров и размером скидок, а в отделениях — с информацией о специальных предложениях банка.
Как правило, геолокационные сервисы бесплатны для клиентов — физических лиц. Предлагая их, банки используют Google maps для платформы Android или Yandex map для iOS. Это открытые API, к которым можно подключаться бесплатно. Каждый банк самостоятельно разрабатывает сервисы для своих клиентов, отмечает Наталия Масарская. Удачные готовые "коробочные решения" ей неизвестны. Google и Yandex имеют готовые решения для бизнеса, поэтому проблем с внедрением необходимых сервисов для разных компаний не возникает, говорит Сергей Иваненко, директор "Банк XXI" Северо–Западного банка Сбербанка России.

Синергия игроков

На сегодня геолокация для большинства банков — это скорее дань моде, а не инструмент монетизации инфраструктурных возможностей, размышляет Алексей Дегтярев. Она начнется, когда в коммерческую эксплуатацию будут введены геолокационные CRM–сервисы с возможностью таргетировать клиентам те продукты и услуги, которые им необходимы в конкретном месте и в нужное время. Это и информация о скидках в ближайшем торговом центре, и бонусная чашка кофе по пути к офису из метро, и многое другое. Для создания таких сервисов необходима синергия усилий многих игроков рынка, которые пока не готовы, по мнению Алексея Дегтярева, инвестировать в это направление и занимают выжидательную позицию.
Пока это больше сервисное направление, а доходы можно получать от определения местоположения клиента, продолжает управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. Так, увидев, где именно находится клиент, банк может направить индивидуальное предложение, предложив скидку или напомнив про акцию. "Раньше, до изменения формата сервиса Foursquare, банк активно использовал этот ресурс — при чекинах в отделениях пользователь мог оставить пожелания, комментарии о сервисе или офисе или узнать о скидках. Подобные сообщения он мог видеть при чекинах в близлежащих кафе и ресторанах", — рассказывает банкир. Однако подобные сообщения важно дозировать, чтобы они не воспринимались пользователем как спам. На этот рынок планируют выйти и сотовые операторы большой тройки, но пока это только пилоты, говорит Алгирдас Шикманас.
У геолокационных сервисов на розничных рынках большой потенциал нереализованных возможностей: они несложны и незатратны для банков и повышают удобство и комфорт обслуживания клиентов, транзакционную активность (оплату картами) в торговых точках партнеров, отмечает Наталия Масарская. Кроме того, они снижают нагрузку на телефонный центр.