Валентина Матвиенко нашла деньги на железную дорогу к Бронке

Автор фото: Байгушева Антонина
Спуск на воду десантного корабля на воздушной подушке проекта "Зубр", Петровский пр, 26. Порт, корабль. Матвиенко Валентина, губернатор СПб.

Группа "Форум" отчиталась о ходе строительства своего порта в Бронке. Инспекцию проводила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и другие не чужие для Петербурга федеральные чиновники. В привычной для себя легкой манере прямо на месте Валентина Матвиенко нашла 1,8 млрд рублей на строительство необходимой Бронке железной дороги.

Сегодня руководство многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка», до пуска первой очереди которого осталось меньше 3 месяцев, отчиталось о готовности порта перед председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и замминистра транспорта Виктором Олерским. Матвиенко отметила пользу вывода портовых мощностей за черту города и поручила Минтрансу помочь «Бронке» найти 1,8 млрд рублей для строительства железнодорожного пути.
Предыдущие попытки инвесторов договориться с РЖД о расширении ветки не то чтобы не находили понимания, но вызывали дискуссию. Так, в начале лета РЖД в ответ на запрос порта Бронка о строительстве железнодорожной ветки за 1,8 млрд рублей то ли в шутку, то ли всерьез предложили инвестору за свой свет соорудить магнитно-левитационную дорогу для перевозки контейнеров со скоростью 500 км/ч за 70 млрд рублей.
На данный момент общая готовность порта Бронка составляет 70%, заявил Дмитрий Михальченко, генеральный директор компании-инвестора проекта ООО «Феникс». По его словам, в этом году порт заключил выгодный контракт по дноуглубительным работам с китайской государственной компанией CCCС, для которой это первый контракт в России. «Бронка» позволит доставлять грузы без промежуточной перевалки в европейских портах, что сократит длительность рейсов и стоимость перевозки. При этом экономия для клиентов составит до 10%. Судоходная компания CMA-CGM уже приняла решение о заходе своих судов один раз в неделю с сентября 2015 года и трех судозаходов в неделю с января 2016 года. Компания планирует перевести в «Бронку» более половины своих объемов, обрабатываемых сегодня в Большом порту Санкт-Петербург», – отметил Дмитрий Михальченко.  
Гендирктор «Феникса» также напомнил, что дальнейшее увеличение грузооборота ММПК предусматривает мероприятия по реконструкции железнодорожной станции Бронка за счет бюджета компании «Феникс» в объеме 970 млн рублей и строительство второго главного пути на перегоне Ораниенбаум – Бронка за счет федерального бюджета в объеме 1,8 млрд рублей. Но реальное финансирование на эти цели в 2015-2017 годах в бюджете не предусмотрено, посетовал топ-менеджер.  
Услышав об этом, Валентина Матвиенко сказала, что 1,8 млрд рублей для Министерства транспорта – «чашка кофе», и поручила присутствовавшему на мероприятии замминистра Виктору Олерскому взять этот вопрос под контроль. Если понадобится, председатель Совфеда пообещала вмешаться сама.
Географическое положение порта «Бронка» является конкурентным, потому что это за чертой города. Это удобное автомобильное сообщение, это близость с Москвой, железная дорога – лучший вариант трудно было придумать. Государство вложило огромные деньги в строительство комплекса защитных сооружений, в кольцевые дороги, ЗСД. Мы понимаем, что эти проекты будут способствовать экономическому развитию города. И новые транспортные логистические возможности, конечно, нужно использовать в интересах экономики города. И главное, что, я считаю, нужно развивать и дальше, – постепенно выводить из центра города портовые мощности. Это огромнейшая нагрузка на дорожно-транспортную сеть и вред экологии. Это не быстрый процесс, он не случится завтра, но его надо поддерживать.
Валентина Матвиенко
спикер Совета Федерации
Инвестор ММПП «Бронка» ООО «Феникс» – дочерняя компания подконтрольного Дмитрию Михальченко холдинга «Форум». Общие инвестиции в строительство ММПК оцениваются в 59,5 млрд рублей, около 30% вложений – федеральные деньги. Предполагается, что к 2036 году налоговые поступления от работы порта составят 65,8 млрд рублей в год, из которых более 90% пойдет в бюджет Санкт-Петербурга, остальное – в федеральный бюджет.    
ММПК «Бронка» будет включать три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов и логистический центр. Пропускная способность терминалов составит 1,45 млн TEUs грузов и 260 тыс. единиц ro-ro-грузов в год. В дальнейшем планируется увеличить мощность ММПК до 1,9 млн TEUs. Согласно планам инвестора, к 2020 году Бронка станет портом-миллионником, а к 2025 году выйдет на максимальную мощность.
Проблема железной дороги для Бронки – одна из болевых точек для инвесторов. Без строительства новой ветки амбициозные планы по перегрузке 1,5 млн контейнеров в год кажутся излишне оптимистичными. Существующая сейчас однопутная ветка вполне справляется с пропуском электрички несколько раз в день, но обслуживать порт не в состоянии. На первом этапе работы можно обходиться и автомобильным транспортом: Бронка удобно расположена на КАД. Но с ростом грузооборота вопрос о железнодорожном транспорте встанет очень остро, и на решение этой проблемы может уйти не один десяток миллиардов рублей. Для сравнения: общая стоимость обустройства железнодорожных подходов к Усть-Луге обошлась в 38 млрд рублей. Притом что там поблизости уже была ветка и этот проект считался реконструкцией существующих путей со строительством припортовой станции Лужская. Отдельный вопрос – обустройство полноценной портовой станции и в Бронке. Для примера: только модернизация уже много лет обслуживавшей Морской порт Петербурга железнодорожной станции Автово обошлась в 2009 году РЖД в 1,8 млрд рублей.