Владелец юрфирмы инвестировал 1,3 млн рублей в сеть баров и окупил вложения за четыре месяца

Автор фото: Беликов Валентин
На фото слева направо: Дмитрий Евменов и Петр Гордеев, бар кравтового пива Биргик

Владелец юридической компании "Орбита-Аудит" Петр Гордеев вместе с другом Дмитрием Евменовым развивает "Биргик" — сеть баров и магазинов крафтового, то есть авторского пива. Общий оборот двух бизнесов Петра составляет 16,6 млн рублей. В России крафтовые пивовары занимают меньше 1% рынка, но мода на их товар стремительно растет.

Петр Гордеев и Дмитрий Евменов проторили путь к пивным барам через бухгалтерию. В 2013 году Дмитрий предложил своему бывшему однокурснику Петру разработать бухгалтерский сервис для баров, которые тогда, по словам молодых людей, "открывались под каждым кустом". В то время Петр был сосредоточен на своей группе компаний "Орбита–Аудит" (оборот за 2014 год — 13 млн рублей), которая предлагает бухгалтерские и юридические услуги, а Дмитрий работал в компании, которая пользовалась сервисами "Орбиты–Аудит".
"ДП" ранее писал о бизнесе Петра, который начался с бухгалтерской компании "Эй Ти Би Менеджмент".

Проникновение в среду

Петр оценил предложение оказывать бухгалтерские услуги барам, и друзья начали мониторить рынок, причем в режиме офлайн, то есть буквально начали ходить по питейным заведениям.
"Мы начали ходить в бары вроде бы по делу: знакомиться с хозяевами баров, с учредителями и пивоварами. Стали ходить на презентации пива, на мини–фестивали и лекции. Так постепенно я начал проникать в эту среду", — вспоминает Петр.
Как раз в это время в Петербург пришла мировая мода на крафтовое пиво (в Европе оно стало популярным лет восемь назад). Таким считается пиво, сваренное небольшой независимой пивоварней по собственным рецептам.
В мае 2014 года Петр окончательно превратился в пивного гика (от англ. geek — ярый приверженец): "Это была презентация пива, сваренного в американском стиле: горькое, чрезвычайно ароматное, с очень мощными хмелями. Я выпил его, и для меня свершилось открытие, что есть совершенно параллельное всему массовому пивоварению движение: интересное, новое, со своими героями".
Петр увлекся крафтовым пивом не только как потребитель, но и как бизнесмен — в августе 2014 года в Петербурге заработал пивной магазин "Биргик". Идеологом проекта и управляющим магазином в первые несколько месяцев выступил Дмитрий Евменов, а Петр стал инвестором, вложив 1,3 млн рублей. Деньги удалось окупить к декабрю 2014 года.
Магазин разместился в бывшем каретном подвале на одной из самых питейных улиц Петербурга. Пространство площадью 50 м2 ремонтировали 3 месяца. Архитектор превратил бетонные выступы в деревянные ступеньки, поднимающиеся под потолок на манер амфитеатра, куда может поместиться до 20 человек. Напротив — шкаф с выдвижными ящиками, где хранится до 660 бутылок 200 сортов пива.
"Покупатели могут рассматривать и трогать бутылки, что очень важно для крафтового пива. Мы выжали из пространства все", — считает Петр.
Магазин быстро превратился в своего рода клуб — посетители стали задерживаться, пробуя разные сорта. Теперь первую половину дня "Биргик" работает как магазин, вторую — как бар. Здесь даже стали проводить концерты и читать лекции (о пивной культуре, разумеется).

Пивные достижения

Оборот "Биргика" составляет 600 тыс. рублей в месяц. В день приходит около 50 человек, каждый десятый — иностранец. В месяц продается больше 1,2 тыс. л пива. При этом 75% продукции российского производства.
В Петербурге около 10 крафтовых пиварен: "Бакунин", Paradox Brewery, "Василеостровская", "Коммунальная пивоварня" и др. Наберется еще с десяток контрактных пивоваров: это люди, которые со своими рецептами приходят в обычную пивоварню и варят там свое пиво. Например, AF Brew. В случае успеха они покупают собственное оборудование. Так произошло, например, с подмосковной Victory Art Brew. Кроме того, есть домашние пивовары. Рынок мини–пивоварен в Петербурге — примерно 300 млн рублей в год. Конкуренты "Биргика" — не только тематические магазины и бары, такие как "Бакунин", "Пивная карта", "Фарш & Бочка", но и рестораны, где подают хотя бы один вид крафтового пива.
В России крафтовые пивоварни занимают меньше 1% пивного рынка. Для сравнения: в США — больше 8% (более 3 тыс. крафтовых пивоварен). Однако мода растет. Петр и Дмитрий решили открыть новую точку "Биргик" в июне 2015 года. Там будет уже и закуска. Открытие обойдется в 200 тыс. рублей, планируемый оборот — 300–400 тыс. рублей в месяц. Останавливаться на двух заведениях Петр и Дмитрий не собираются.
Александр Штыков, владелец бара "Пивная Диета" и совладелец бара "2х12", считает, что в Петербурге может открыться еще 10–15 заведений, позиционирующих себя как крафтовые бутики: "В Петербурге барная культура хорошо развита. Они найдут своих посетителей. Другое дело — смогут ли справиться с таким потоком существующие сейчас крафтовые пивоварни: производителей не так много, и не у всех качество пива высокое".
Сейчас в городе несколько тысяч человек сознательно охотятся на крафтовое пиво. "Пару лет назад я заметил интерес к крафтовому рынку, рост целевой аудитории большой, но людей, которые вовлечены, пока не так много, как хотелось бы, — говорит Александр Штыков. — Вместе с тем можно отметить хороший тренд: бары, которые не позиционируются как крафтовые, начинают ставить краны не только с сидром, лагером и классическими сортами, они отдают один–два крана под экспериментальное крафтовое пиво".