Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке "Идет война народная", которая проходит в Русском музее
В Русском музее проходит выставка "Идет война народная".
О Второй мировой выставку делать сложно, даже если на дворе был бы не юбилейный год, на который пришлось много торжественных мероприятий. Тема эта важна для всех, кто живет в современной России. Пожалуй, это чуть ли не единственная вещь, над которой у нас не принято шутить, причем и среди тружеников креативных кластеров, которым все нипочем, и среди работников сферы быта, которые не отличаются склонностью к разговорам об исторической памяти, и даже среди тех, кого сближает любовь к футбольному клубу.
Серьезность, с которой вспоминают о войне, может вылиться и в националистический раж, и в дежурные патриотические агитки, и в застольный хор, распевающий песни из репертуара Шульженко или Бернеса, и в семейные истории о дедах и прадедах, воевавших на фронте. Самое разумное в такой ситуации — не впасть в крайности, а то ведь не ровен час страсти разгорятся.
Несмотря на
пафосное и тревожное название "Идет война народная", выставка в корпусе Бенуа не затрагивает острые темы. В ней нет ни юбилейной пропаганды, ни компрометирующих советских военачальников и советскую армию материалов, которыми изобилуют недавние исторические исследования о Второй мировой. О войне здесь рассказано с точки зрения ее участников и очевидцев. Как заведено в Русском музее, на экспозиции собрано много работ по теме: и знаменитые холсты Александра Дейнеки, и карикатуры "Кукрыниксов", и блокадная графика Веры Милютиной, ставшей одним из героев прошедшей в Петербурге "Манифесты", и пропагандистские работы Владимира Серова, стараниями которого после войны Николай Пунин был отправлен в лагерь.
На выставке много редких, малоизвестных вещей, некоторые показаны впервые. Кажется, именно в данном случае принцип Русского музея: не навязывать зрителю интерпретацию, но дать возможность увидеть максимум произведений — вполне оправдан. К счастью, идеологические мероприятия и военно–патриотические представления пока что проходят по другому ведомству. И в художественном музее публика в самом деле может увидеть историю в человеческом измерении — глазами художников, участвовавших в войне.
Хотелось бы, конечно, чтобы выставка также рассказывала о том, как же именно преломлялся опыт художников–фронтовиков в их творчестве. Но, как и в большинстве проектов ГРМ, на подобные вопросы зритель должен искать ответы сам.