В галерее Art.REflex открылась выставка Людмилы Беловой "Скорость исчезновения"

Автор фото: Владимир Михайлуха

 Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке Людмилы Беловой "Скорость исчезновения" в галерее Art.REflex.

В галерее Art.REflex открылась выставка Людмилы Беловой "Скорость исчезновения".
Аудиовизуальная инсталляция Людмилы Беловой погружает нас в привычную для современного человека визуальную среду, изобилующую оптическими механизмами. Мониторы, экраны, плазменные панели, фотоаппараты, селфи-штативы, ставшие массовым неврозом последнего сезона, — все эти порождающие изображения приспособления мобильнее и отлаженнее, чем наше зрение. Наши зрительные привычки, сложившиеся под влиянием этих излучающих и фиксирующих свет приборов, настроены на высокую скорость смены эффектных картинок. Скорость, с которой видимое исчезает на наших глазах. Скорость, с которой мир ускользает от нас в своих мнимых подобиях.
На выставке представлены медиапейзажи — классический жанр реалистического искусства в его современной версии: видеопроекциях с аудиорядом и фотоколлажах. Теоретики визуальности полагают, что сейчас о действительности с достоверностью можно судить, взяв на вооружение язык медиафилософии или сузив рассуждение до проблемы влияния технологий на восприятие. Впрочем, сама эта проблема занимала художников еще в эпоху импрессионизма. Это давняя история, и у нее далеко не одна мораль. Одна из них состоит в том, что визуальная машинерия стала в наши дни одним из элементов реальности. А в некоторых случаях — подменила собой реальность, как демонстрирует инсталляция Людмилы Беловой. Эта выставка убеждает нас в том, что, попытайся мы сегодня, как художники эпохи романтизма, настроиться на созерцание природы, все равно вместо пейзажного ландшафта в лучшем случае мы увидим снимок в духе художественной фотографии брежневских лет. И даже грязный весенний лед на Мойке, живописно тающий в черной воде, тоже будет переформатирован в абстракционистский видеоколлаж.
Повод ли это для нового медиапессимизма? Вовсе нет. Искусство показывает нам фрагмент нынешней жизни, говоря на нескольких визуальных языках сразу. Кого-то этот изобретательный медиапейзаж наведет на размышления о том, как разнообразны бывают материалы и техники видеоинсталляции. А кто-то зарядится от этого искусства той же жаждой жизни, что была свойственна импрессионистам, футуристам и другим адептам новейших технологий.