Выставка памяти Константина Кузьминского проходит в галерее "Борей"

Автор фото: google.ru/maps

Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке памяти Константина Кузьминского в галерее "Борей".

В галерее "Борей" проходит выставка памяти Константина Кузьминского, ушедшего из жизни 2 мая этого года. В основном это фотографии. Мы возвращаемся в Ленинград 1960–1970–х — эпоху самиздата, "Сайгона" и поэтической вольницы.
Кузьминский был одним из самых бесшабашных поэтов и издателей позднесоветского андеграунда, в котором спустя почти полвека перевоплотились будетляне, конструктивисты и обэриуты. Его неоавангардистские тексты и по сей день поражают свободой и смелостью экспериментов со словом. Комната Кузьминского в коммуналке на бульваре Профсоюзов (ныне Конногвардейский) была и клубом, и поэтическим салоном, и арт–галереей. Из поэтов и интеллектуалов поколения Бродского и Хвостенко здесь побывали, пожалуй, почти все. У Кузьминского постоянно устраивались литературные чтения и первые квартирные выставки неофициальных художников. Кстати, одна из первых выставок фотографов–нонконформистов "Под парашютом" прошла именно у Кузьминского. Фоторепортаж о ней можно увидеть в "Борее". Также тут выставлены фотопортрет поэта работы Валентина Тиля Самарина и две картины, на которых изображен герой экспозиции — групповая сценка кисти Александра Арефьева и работа Валентина Левитина.
Под занавес брежневского правления Кузьминский эмигрировал в США. Все эти годы он продолжал быть таким же вольнодумцем и денди, каким были герои нонконформистской сцены 1970–х. В отличие от Бродского или Синявского, он не делал карьеры, но жил жизнью поэта–либертена. Из Ленинграда ему удалось вывезти уникальный архив материалов о неофициальной культуре СССР, который он собирал со своим другом, знатоком поэзии Григорием Ковалевым. В 1980–х в Техасском университете вышло девять томов знаменитой антологии "У Голубой Лагуны" — компендиума текстовых и визуальных источников, свидетельствующих о жизни андеграунда не только в Москве и Ленинграде, но и в других советских городах. Ничего лучше о неофициальной культуре издано не было и вряд ли когда–нибудь будет. Академической выверенности информации в этих томах искать не следует, но лучшего способа узнать, чем был нонконформизм в масштабах одной шестой части суши, кроме как прочесть эту антологию, пока что никто не придумал. Выставка в "Борее" — рассказ о свободе, которая досталась нам по наследству от поколения 1970–х, а также визуальный комментарий о жизни одного из героев той эпохи.