Автопарк ГУП "Пассажиравтотранс" на Кубинской улице реконструируют за 1 млрд рублей для обслуживания газовых автобусов. Денег на реконструкцию в бюджете нет, и чиновники ищут частного инвестора, который взамен может получить в управление маршруты.
Смольный готовит концессионное соглашение по реконструкции автопарка №7 ГУП "Пассажиравтотранс" на Кубинской улице. Реконструкция нужна, чтобы там можно было обслуживать автобусы на газомоторном топливе. О таких планах сегодня (29 мая) рассказал на Транспортном форуме в "Ленэкспо" глава комитета по транспорту Александр Воробьев. Он отметил, что проект пока не продвинулся дальше стадии обсуждения, но в Смольном идею концессии считают оптимальной и очень перспективной. Потенциальные участники обсуждали варианты концессии так активно, что, казалось, решение об этом формате уже принято — дело лишь за формальностями.
Стоимость реконструкции автопарка №7 оценивается в 1 млрд рублей. Все работы будут проводиться за счет концессионера. В бюджете на реконструкцию не заложено ни копейки. Для поиска инвестора будет объявлен конкурс. Среди вариантов партнерства — передача права обслуживания маршрутной сети, если проект профинансирует перевозчик. Также концессионером может стать поставщик автобусов, в этом случае возврат инвестиций возможен за счет цены техники.
"Мы не можем работать в режиме ожидания. Внедрять транспорт на газе нужно уже сейчас. Так, мы запросили федеральное финансирование — 15 млн рублей на покупку шести газовых автобусов для парка ГУП "Пассажиравтотранс". Если в Минпромторге примут решение о выделении денег, автобусы будут приобретены в этом году. Работать с федеральным финансированием непросто, но мы надеемся, что этот опыт будет удачным и в будущем мы сможем запрашивать большие объемы финансирования", — сообщил Александр Воробьев.
Газовые автобусы "Пассажиравтотранса" сейчас и так обслуживаются на Кубинской улице. Таких в парке ГУПа уже 45 штук. При этом автопарк рассчитан на 320 машин. Для обслуживания существующих газовых автобусов было оборудовано отдельно стоящее здание вспомогательного корпуса на территории автопарка. Еще шесть автобусов, которые планируется купить при участии федерального бюджета, будут обслуживать там же.
"В соответствии с постановлением правительства РФ, города-миллионники должны обеспечить перевод транспорта на газ на 50%. Для такого расширения нужна масштабная модернизация автопарка стоимостью около 1 млрд рублей, поэтому и рассматривается вариант концессии. Более того, для обеспечения показателя в 50% недостаточно реконструкции одного автопарка на Кубинской, понадобится реконструкция и других автопарков", — сказал dp.ru гендиректор "Пассажиравтотранса" Андрей Лызин.
Всего у "Пассажиравтотранса" шесть автопарков. Кроме базы на Кубинской улицы, это автопарк №1 на Днепропетровской улице, автопарк №2 на улице Автобусной, автопарк №5 на проспекте Стачек, автопарк №6 на улице Стасовой и Колпинский автобусный парк на Финляндской улице в Колпино. Какие еще парки будут обслуживать газовые автобусы, не уточняется. В рамках реконструкции автопарка нужно прежде всего построить заправку и оборудовать ремонтную базу.
Потенциальных концессионеров в Смольном пока не называют. Однако в кулуарах Транспортного форума звучал вполне конкретный список компаний: ЗАО "Барренс" (производитель компрессоров для заправок), ОАО "Камаз" (поставщик транспорта), ООО "Кировский завод Газовые Технологии" ("дочка" Кировского завода), ООО "Газтехлизинг" (лизинговая компания). И, конечно, один из главных интересантов проекта, поставщик газа - ООО "Газпром газомоторное топливо".
Так, Кировский завод и Смольный уже подписали соглашение о развитии и использовании газомоторного топлива в Петербурге. Все остальные заинтересованные компании активно обсуждали варианты внедрения городских автобусов на газомоторном топливе. Также в кулуарах эксперты прогнозировали, что таким конкурсом могут заинтересоваться и корейские компании.
"Мы уже разработали комплекс для газовой заправки с учетом требований "Газпром - Газомоторное топливо". Наша компания готова к поставкам подходящей продукции", - сообщил гендиректор ЗАО "Барренс" Алексей Захаренко.
На фоне таких газовых планов готовятся конкурсы на обслуживание самих автобусных маршрутов. Срок заключения таких договоров планируется продлить до семи лет с возможностью пролангации еще на два года.
"Конкурс на концессию и переход на газ может спровоцировать полноценный передел рынка. Если появятся маршруты, где обязателдьно должны будут ездить газовые автобусы, частные перевозчики просто не смогут участвовать в конкурсах", - отмечает Александр Сидоров, гендиректор ОАО "Северо-западный центр проектного финансирования и лизинговой поддержки".
Ситуация с переходом на газ для коммерческих перевозчиков гораздо сложнее. Теоретически концессия возможна и в их случае. Но, во-первых, софинансирование для закупки газовых автобусов сегодня, по закону, возможно только для государственных предприятий, а частные перевозчики под эту программу не попадают. Во-вторых, сегодня многие частные перевозчики не имеют собственной базы, которую они могли бы внести в качестве концессионного соглашения. Поскольку на газ требуется перевести 50% транспорта, несложно предположить, что эти 50% будет обслуживать в основном "Пассажиравтотранс" как единственный перевозчик, имеющих доступ к дополнительным субсидиям.
Автобусы, работающие на газовом топливе, стоят на 15% дороже обычных, в среднем около 12 млн рублей за одну машину. Таким образом, одной компании для покупки 8-9 автобусов, необходимых на каждый маршрут, понадобится инвестировать около 100 млн рублей. Кроме того, такие автобусы гораздо дороже в эксплуатации. По технике безопасности для их ремонта и стоянки нужны отдельные от обычных автобусов помещения. Возникают сложности и с заправкой - пока что в городе очень мало газовых АЗС, и автобусам приходится много ездить впустую на заправку. Коммерческие компании не готовы на такие расходы.
Частные перевозчики отказываются от официальных комментариев о проекте концессионного соглашения, ссылаясь на то, что еще не завершили финансовый анализ этого проекта. В неофициальной беседе они отмечают, что концессия возможна только для ГУПа, а в их случае нужно искать другие выходы.