"Рейтинг юристов". Когда вымирают динозавры, микробы остаются

Автор фото: Байгушева Антонина
Носков Егор, управляющий партнер компании "Дювернуа Лигал"

 Управляющий партнер "Дювернуа лигал" Егор Носков — о том, что спасло юридический рынок Петербурга от потрясений в кризис.

Состояние юридического рынка в России — я имею в виду сегмент сделок, который обычно является локомотивом, а не сегмент споров, который растет сейчас, — можно сравнить с состоянием рынка ресторанов в начале 1990–х, когда продукты продавались по талонам. Вроде бы продуктов нигде не было, и готовить не из чего, но какие–то кооперативные рестораны существовали, и там даже, всеми правдами и неправдами добывая необходимые ингредиенты, чем–то кормили.
Так же и рынок юридических услуг, который неотвязно сопутствует развитию бизнеса, не может расти, когда другие отрасли экономики неуклонно стагнируют. И все–таки в Питере мы не видим ни массовых увольнений юристов, ни урезаний зарплат. Это можно объяснить в первую очередь тем, что питерский юридический рынок все–таки ничтожно мал в денежном выражении для такого огромного города, как наш.
ВМоскве ситуация совершенно другая. Там сейчас реально идут сокращения, корпорации и крупные фирмы отказываются от целых команд юристов, а остающимся сильно режут зарплаты. Потому что рынок там объективно велик и его падение даже на проценты очень чувствительно сказывается на доходах каждого игрока.
Хотелось бы, конечно, чтобы наш рынок был по уровню доходов ближе к Лондону, чем к маленьким европейским городам. Но пока ситуация обратная, и именно она нас спасает от потрясений.
Там, где в Москве в отдельной практике трудились десятки юристов, у нас работают единицы. Поэтому нет и особых увольнений: ведь совсем без юристов ни один крупный бизнес не выживет. Разумеется, и в Питере происходит естественное вымывание наиболее слабых специалистов, но это процесс перманентный, он идет всегда, независимо от состояния экономики.
Между тем в последние месяц–два ситуация на рынке начинает вызывать настороженный оптимизм. Хотя политическая и экономическая обстановка принципиально не изменилась к лучшему: санкции не сняты, украинский вопрос не решен — но у предпринимателей накопилась некая отложенная бизнес–активность.
Год назад, когда события стали развиваться по непредсказуемому сценарию, все крупные бизнесмены поставили свои начатые проекты на hold. Сейчас те, кто не обанкротился или не успел выйти в кэш и эмигрировать, начинают — очень осторожно — возобновлять инвестиции. Потому что предприниматели — это люди, которые не могут слишком долго ничего не делать. Слишком сильно в них желание совершать сделки, воплощать новые идеи — в общем, куда–то двигаться.
И это радует. Появляются новые сделки — и M&A, и с крупными объектами недвижимости — и появляется работа у юристов. Их объем еще далек от показателей двухлетней давности, но на фоне абсолютного нуля, который показывала динамика весь минувший год, это очень даже неплохой рост. В природе, когда вода в дефиците, выживают те, кому ее нужно меньше. Увы, сила питерского юридического рынка в его малом размере. Но в ближайшее время, видимо, всем будет не до рекордов.