Зачем в СССР вводили сухой закон

Автор фото: ТАСС

Экономист Дмитрий Прокофьев - о том, зачем в СССР вводили сухой закон.

Ровно 30 лет назад политическим руководством СССР было принято историческое решение, ставшее одним из символов перестройки. Отдельные исследователи того периода считают, что именно это решение запустило механизм развития экономического кризиса в СССР, который в итоге привел к распаду Союза всего 6 лет спустя. Постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и соответствующее постановление Совета министров СССР № 410 были готовы еще 7 мая 1985 года, однако памятной датой начала последней битвы партии и правительства с зеленым змием следует считать 16 мая, когда Указ Президиума Верховного Совета СССР усилил административную и уголовную ответственность пьяниц и самогонщиков.
Знаешь, от чего придет хана советской власти, спрашивал собутыльника персонаж повести Сергея Довлатова, — хана придет от водки! Настанет день, когда упьются все без исключения, продолжал он свое пророчество, от солдата до маршала, от работяги до министра тяжелой промышленности… И все остановится….
Антиалкогольная кампания 1985 года не была первой попыткой советской власти объявить пьянству бой. Еще в 1972 году аналогичное постановление ЦК сократило часы торговли алкоголем, повысило на него цены, а также указало на необходимость расширения производства виноградных вин, призванных заменить водку в потребительской корзине советского человека. С последним получилось совсем плохо — вместо вина потребителю были предложены "товары жидкой группы", производившиеся из всего, что росло на кустах и деревьях. Правда, по показателю "грамм–градус–копейка", определявшему степень дешевизны и быстроты опьянения, эти "вермуты", "портвейны" и "винные напитки" не имели себе равных, а потому быстро завоевали популярность.
Качество таких продуктов запечатлел анекдот о человеке, выбирающем бутылку: "Девушка, дайте то, как горы называются! Сам сказать боюсь — вырвет!"
Повышенные цены на водку не напугали алкоголиков. По официальным данным Госкомстата РСФСР, в 1984 году среднедушевое потребление алкоголя достигло 14,2 л в год. Медики и демографы рассчитывали, что на одного взрослого мужчину приходилось минимум по стакану водки в день. Максимальная оценка предполагала, что четверо из пяти мужчин в возрасте от 15 до 65 лет в среднем выпивали около 220 полулитровых бутылок водки в год. Но эти расчеты не учитывали региональной специфики. В коренных русских областях (а также в районах Крайнего Севера) подушевое потребление алкоголя превышало 25 л в год.
Хотя доходы от продажи алкоголя обеспечивали едва ли не треть бюджета СССР, издержки от повального пьянства серьезно беспокоили лидеров страны. В том же 1984 году, по самым осторожным оценкам демографов, каждая третья смерть в России была прямо или косвенно связана с водкой. Оценка же косвенных экономических потерь носила крайне приблизительный характер, достигая 5% ВВП.
Кампания борьбы с алкоголизмом предполагала ежегодное сокращение производства и реализации водки на 10%.
Инициаторы войны за трезвость рассчитывали, что повышение цен на спиртное позволит компенсировать примерно 80% потерь бюджета. Реальность разошлась с проектами. Согласно плану 1985 года, принятому до антиалкогольных постановлений, реализация спиртных напитков должна была принести 60 млрд рублей прибыли. В 1986 году было получено 38 млрд, в 1987 году — 35 млрд. Регистрируемая продажа спиртного снизилась на 51%, но реальное потребление сократилось в лучшем случае на четверть. Самогон, как замечал еще Остап Бендер, можно гнать даже из табуретки. Продажа сахара — необходимого ингредиента при варке браги — в 1986 году возросла на 22%. Министр торговли СССР докладывал, что в 1986 году продажа одеколона в Москве выросла в 1,5 раза, а реализация клея — более чем на 30%.
На 15% выросли продажи жидкости для очистки стекол. И, хотя демографы утверждали, что сухой закон сохранил жизнь примерно 1 млн человек, следует признать, что в этой войне алкоголь одержал победу. А с началом XXI века подушевое потребление водки стало устойчиво расти.
Есть ли шанс на возобновление борьбы с алкоголизмом?
Ничтожный. И причину этого сформулировал неизвестный автор советского анекдота. В СССР ввели тотальный сухой закон. Спиртного нет вообще. Даже пива. Доклад на политбюро: "Народ протрезвел. Спрашивают: а куда подевали царя–батюшку? Что делать будем?"