В очередь на поклонение Туринской плащанице немедленно записался миллион человек, опровергая идею "бездуховного Запада". Впрочем, в Москве тоже есть популярный объект паломничества - в мавзолее на Красной площади.
В соборе Иоанна Крестителя в Турине до 24 июня будет открыт доступ к Туринской плащанице - одной из самых известных в мире религиозных святынь. В первый же день на поклонение записались на специальном сайте около миллиона человек. А всего организаторы рассчитывают на 2 млн паломников, которые начинают прибывать со всего мира. Туринскую плащаницу открывают для обозрения редко - в последний раз 5 лет назад, и тогда к ней пришло 2,5 млн верующих. До этого - еще 10 годами раньше.
Плащаница, согласно преданию, это саван, в который было завернуто тело Христа после смерти. Это легендарная реликвия. Существует сразу несколько специальных центров изучения плащаницы, которые проводят разнообразные исследования и к единому выводу до сих пор не пришли. Официально ни католическая, ни православная церковь не признают ее подлинность. Что не мешает относиться к ней как к святыне. В июне визит в собор Иоанна Крестителя нанесет папа Римский Франциск. Потому что, когда миллионы человек соглашаются с тем, что плащаница подлинная, никакой радиоуглеродный анализ к этой картине мира ничего уже прибавить не в состоянии.
Такой наплыв паломников к христианским святыням, кроме всего прочего, должен быть и доказательством наличия в западном мире религиозной идеи. Есть такой популярный в России тезис о "бездуховности Запада", так вот, судя по всему, с духовностью там все нормально. Даже с поправкой на то, что часть паломников прибывает из Латинской Америки, и на то, что ажиотаж создается благодаря редким явлениям плащаницы для публики. Другие люди назовут духовность клерикализмом - с тем же успехом.
Четыре года назад многих в России удивили огромные очереди к поясу Пресвятой Богородицы, привезенному с Афона. Верующие стояли в многочасовых очередях, и в итоге за месяц в 15 городах России поклониться поясу пришло около 3 млн человек. Цифры вполне сопоставимы, и они дали основание патриарху Кириллу с удовлетворением заявить: "Ни одно мероприятие, ни политическое, ни спортивное, за всю историю не собрало столько людей, сколько принесение пояса Пресвятой Богородицы. Это было шоком для людей, которые на дух не переносят веру". Просто там, кроме религиозной, есть и другие идеи, а у нас нет.
Однако о мировом паломничестве говорить все же не приходилось. К поясу приходили россияне. А реликвий такого масштаба, чтобы к ним вот так ехали со всего мира, в России нет, никаких Святых граалей. Собственно, и пояс-то был к нам привезен на время. Здесь, конечно, можно все свалить на крестоносцев, которые и вывезли в свое время со Святой земли главные реликвии в Европу. Но тем не менее в этом вопросе ощущается какая-то недосказанность, периферийность.
Впрочем, как минимум один объект, вызывающий массовое паломничество в том числе иностранцев, в Москве есть. Это тело Ленина в мавзолее на Красной площади, который сейчас посещается не так, конечно, как в советские времена, но все-таки число посетителей измеряется сотнями тысяч в год. Считать ли Ленина квазирелигиозным объектом, вопрос дискуссионный, но его мощи, кажется, до сих пор способны на равных конкурировать с любой святыней.