Продавцы недорогой одежды и обуви начинают предлагать товар в рассрочку

Автор фото: Коммерсантъ

В кризис одежные и обувные сети всеми силами пытаются сдержать резкое падение оборотов. Компания "Мэлон Фэшн Груп" начала продавать недорогую одежду в беспроцентную рассрочку.

Нынешний 2015 год может оказаться худшим для рынка розничной непродовольственной торговли в России с момента кризиса 1998 года, бьют тревогу участники рынка. Fashion–сети продолжают сокращаться. На прошлой неделе стало известно о новых проблемах ретейлеров: закрывается часть магазинов российской одежной сети InСity, и сокращает число магазинов в России "ЦентрОбувь".
Почти все компании сегодня меняют стратегию, и каждый ретейлер следует своему плану выживания в нынешних чрезвычайных обстоятельствах. Например, один из лидеров российского рынка одежды, ОАО "Мэлон Фэшн Груп" (сети Zarina, beefree, Love Republic), решил стимулировать покупательский спрос, предложив товары в рассрочку.

Первопроходцем по продаже таких товаров в кредит стал нынешний лидер обувной розницы — новосибирская ГК "Обувь России". В прошлый кризис, в 2009 году, ретейлер предложил покупателям недорогую обувь (средняя цена одной пары в сети составляет 4 тыс. рублей) в кредит. Тогда эта новость, анонсированная основателем компании Антоном Титовым в Москве на одной из отраслевых конференций, вызвала смех и непонимание у участников рынка. Однако именно этот сервис помог компании сдержать падение выручки.
Сегодня в магазинах сети "Обувь России" до 65% покупок совершается в рассрочку (оборот в 2014 году — 8,1 млрд рублей), доля текущей просроченной задолженности — 3,4%, дефолтной (просрочка более 3 месяцев) — 1,8%. При этом ретейлер работает без участия банков и имеет собственную скоринговую систему.

Погремушки в рассрочку

Петербургский ретейлер "Мэлон Фэшн Груп", чей оборот по итогам 2014 года превысил 11 млрд рублей, решил продавать в беспроцентную рассрочку на 3 месяца недорогую одежду. В компании не смогли оперативно ответить на запрос "ДП". Но в одном из магазинов компании рассказали, что в сети рассчитывают с помощью рассрочки не только сдержать падение продаж, но и увеличить средний чек (одежда в сетях недорогая, например, стоимость брюк составляет 1,5 – 2,5 тыс. рублей, жакетов — 3 – 4 тыс. рублей).
Партнером "Мэлон Фэшн Груп" выступает микрофинансовая организация "Рево Технологии", которая работает и с другими ретейлерами, в числе которых "Детский мир", обувные сети Alba, Centro и "ЦентрОбувь", а также стоматологические и медицинские клиники. Во всех этих сетях товар можно приобрести на 3 и 6 месяцев без первоначального взноса и оплачивать равными частями через терминалы и салоны связи. Известно, что "Детский мир" ввел эту услугу более полугода назад, но не по всей компании: в некоторых магазинах сети можно приобрести любые товары в рассрочку на 3 месяца — на сумму от 500 рублей, на 6 месяцев — от 2 тыс. рублей. Исключение составляют товары гигиены, памперсы и детское питание.
Завлекает рассрочкой и сайт обувного ретейлера Alba, на котором сказано, что приобрести товар сейчас, а оплатить его по частям без переплаты можно только в этой компании.
Для микрофинансовых организаций сотрудничество с ретейлерами — перспективное направление, так как банкам торговцы одеждой в низком или среднем ценовом сегменте неинтересны. "В таких магазинах сумма чека невелика, поэтому с точки зрения кредитования они не очень привлекательны — спрос на кредиты невысок, так как покупку можно совершить за наличные", — говорит руководитель по потребкредитованию дирекции "Северо–Запад" банка "Хоум Кредит" Владимир Климов.

Стара как мир

Рассрочку традиционно предлагают продавцы дорогих товаров и услуг — бытовой техники, мебели, меховой одежды, а также стоматологи, косметологи и др.
"Кредитование сегмента одежды в зимний период вырастает в десятки раз в сравнении с летом", — говорит Владимир Климов.
Но рассрочка на товары стоимостью от 500 рублей или 1 тыс. — это новое веяние, которое говорит о серьезном падении продаж у ретейлеров.
В компании "Обувь России", которая первой пошла на такой шаг в кризисном 2009 году, говорят, что доля продаж в рассрочку растет. "За последние несколько месяцев доля выросла с 55 до 65%. И наш прогноз на 2015 год — 60 – 65%", — говорит представитель "Обуви России" Наталья Паули. Этот показатель демонстрирует, что у потребителей остается мало свободных денег. Причем сумма среднего чека таких покупок выше: в сезон в среднем на 40 – 45% выше, чем чек при обычной покупке.
По словам генерального директора "ИнфоЛайн" Ивана Федякова, сегодня ситуация в рознице одежды крайне негативная. Ретейлеры не имеют доступа к кредитным средствам и ведут бизнес за счет собственных оборотных средств, оплачивая аренду и зарплату сотрудников. В результате денег на закупку товара нет. По мнению эксперта, "Мэлон Фэшн Груп", учитывая снижение доходов населения, сделала правильный шаг.
"Я думаю, что рассрочка будет востребована. Другим сетям, работающим в низком и среднем ценовом сегменте, надо тоже подумать о внедрении такого сервиса для покупателей", — говорит Иван Федяков, подчеркивая, что рассрочка — это хорошо забытое старое.

Без кредита

По прогнозу Fashion Consulting Group , объем российского рынка одежды (без учета обуви и аксессуаров) в 2015 году сократится на 8 – 10% и составит 1,27 трлн рублей.
Банкиры и ретейлеры отмечают, что покупатели больше не готовы переплачивать за кредиты. Так, в Ситибанке сообщили, что число держателей кредитных карт в Петербурге, совершающих транзакции в категории «магазины одежды», в I квартале 2015 года стало на 10,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом сумма средней покупки в этой категории выросла на 8%.
В сети "Снежная королева" (средний чек в апреле — 8,7 тыс. рублей) кредитование началось с 2002 года. "В последнее время наблюдается снижение популярности этой услуги", — говорит представитель "Снежной королевы" Ольга Демидова, подчеркивая, что доля покупок в кредит последние 3 года составляла 10 – 15%, а сегодня не превышает 5%.
Эксперты уверены, что через 2 – 3 года на рынках одежды и обуви услуга рассрочки станет абсолютно стандартной, так же как сейчас в магазинах бытовой техники и электроники.
В I квартале 2015 года банки Северо–Запада стали реже одобрять потребительские кредиты — количество положительных решений снизилось минимум на 15% по сравнению с уровнем 2014 года. Однако при этом наблюдается рост среднего чека, так, например, в "Евросети" он вырос с 14 тыс. в 2014 году до 17 тыс. рублей в 2015–м. В конце 2014 года банки замораживали предложения по финансированию покупок товаров в рассрочку в связи с нестабильной экономической ситуацией. Однако сейчас они восстанавливают данный вид кредитования.
Денис Голещихин
управляющий Северо–Западным филиалом "Евросети"
Стимулирование продаж — тонкая работа, в которой, к сожалению, многие ретейлеры совершают ошибки. Главная ошибка — стимулирование продаж на спаде покупательского спроса, когда покупатели меньше всего готовы покупать. Безусловно, продажи немного увеличиваются, но незначительно. Например, снижать цены в майские праздники совершенно бесполезно. Гораздо выгоднее стимулировать продажи на пике прироста товарооборота. Потребители и так пришли в магазин, а увидев привлекательные цены, они, скорее всего, вместо одного изделия приобретут два и более.
Ануш Гаспарян
коммерческий директор Fashion Consulting Group