В начале апреля вступили в силу штрафы за отсутствие тахографов на грузовых автомобилях массой от 3,5 до 12 тонн. Теперь владельцам машин придется окончательно решить дилемму: находиться под угрозой постоянных взысканий или установить обязательные контрольные устройства. При этом сдерживающим остается все тот же пресловутый фактор стоимости. Высока цена самого тахографа, да и обслуживание требует затрат. О том, как не только окупить прибор, но и извлечь прибыль от его использования, рассказывает Дмитрий Исаев, менеджер продуктов группы компаний «СКАУТ».
— Насколько, по Вашему мнению, владельцы транспорта готовы к установке тахографов?
— Все понимают, что это неизбежно. Но, как это часто бывает, ждут до последнего момента. Даже с наступлением 1 апреля не все владельцы транспорта спешат устанавливать тахографы. Многие надеются на пересмотр сроков и условий — благо подобные инициативы продолжают озвучиваться. Но все же государство ясно дает понять, что закон будет исполняться, несмотря на недовольство перевозчиков.
— Что грозит тем, кто игнорирует эти требования?
— Тут важно понимать, что ответственность несут и владельцы автопарков, и сами водители. Согласно статье 11.23 КОАП штраф для водителей составляет от 1 000 до 3 000 рублей, для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей и вплоть до приостановки деятельности организации. Если вы заглянете на сайт ГИБДД, то увидите, что сейчас проверки транспорта на наличие тахографа проводятся чуть ли не ежедневно по всей стране. Более того, с начала года было уже оформлено более 100 тысяч административных дел за езду без тахографов. Из них 18 тысяч — на должностных лиц. Так что у каждого неизбежно есть риск попасть под раздачу.
— Расскажите подробнее, какие категории транспорта необходимо оснастить тахографами?
— Сейчас тахографами должны быть оснащены грузовые транспортные средства массой от 3,5 тонн и выше, включая машины, перевозящие опасные грузы. Также оборудование должно быть установлено на автобусах, выполняющих междугородние перевозки. В каждом случае речь идет тахографах с СКЗИ — это средства криптографической защиты информации. И если до 2014 года транспорт был оснащен тахографами без СКЗИ, то к 2018 году все они должны быть заменены на требуемые законом модификации. В законе есть и ряд исключений, например, в отношении транспорта, осуществляющего международные перевозки грузов и пассажиров.
— Сколько в среднем стоит тахограф?
— Средний диапазон стоимости — от 32 до 40 тысяч рублей. Тахограф приобретается и устанавливается в мастерских, и нужно быть готовым к тому, что возникнут расходы на монтаж, калибровку, настройку, а также на приобретение карт водителей и предприятия. Суммарно дополнительные затраты составят от 10 тысяч рублей. Плюс потребуются ресурсы на обслуживание — как материальные, так и временные. Например, это может быть замена бумаги, повторная калибровка, ремонт, а также необходимость выгружать данные с устройств каждые 28 дней. К слову, очень важно удостовериться в том, что мастерская имеет лицензию ФСБ и зарегистрирована в ФБУ «Росавтотранс». Это можно проверить на сайте Агентства автомобильного транспорта Минтранса РФ.
— Из Вашего описания вполне понятно, почему автовладельцы не спешат с выполнением закона. На
первый взгляд, все это крайне невыгодно.
— Действительно, как я уже говорил, сегодня, вопреки требованиям закона, нет всплеска установок обязательного оборудования. Если брать навскидку, в нашей стране лишь четвертая часть коммерческого транспорта оснащена тахографами. Компании либо не осознают важность инвестиций в безопасность автопарка и сотрудников, либо просто не располагают свободными средствами — особенно с учетом экономической ситуации. А самое главное — они уверены в том, что тахограф несет только траты, которые не окупятся.
— И какие есть варианты экономии?
— Когда стало ясно, что установка тахографов является во многом непосильным бременем, мы поняли, что их назначение можно объединить с функциями системы ГЛОНАСС/GPS-мониторинга транспорта. Тем самым предприятия будут следовать закону и одновременно получать высокоточный инструмент контроля за работой автопарка. Ведь что такое система спутникового мониторинга? Это не просто возможность следить за перемещением объектов. Такая система позволяет пресекать нецелевое использование транспорта, исключать махинации с топливом, лучше планировать работу всего автопарка. А если она поставляется вместе с тахографом, то вы еще получаете отчеты о соблюдении режимов труда и отдыха, возможность отслеживать техническое состояние устройств и самое главное — удаленно в режиме онлайн выгружать данные каждые 28 дней. Тем самым транспорт не нужно отрывать от основной работы, да и затраты на использование тахографа снижаются.
— Насколько такой вариант повышает стоимость оборудования, и как скоро он окупит затраты?
— В рамках комплексного решения вместе с тахографом нужно приобрести модуль мониторинга и лицензию на программное обеспечение. В среднем это повышает стоимость примерно на 10 тысяч рублей. Но, так как система мониторинга помогает существенно сокращать затраты на автопарк, приобретение решения гарантированно окупается. На примере наших клиентов срок может составлять от 3 месяцев до 1,5 лет — в зависимости от размеров и специфики компании. Тогда как без системы мониторинга тахограф окупится в лучшем случае через 5 лет.
— За счет чего происходит снижение расходов на автопарк?
— Наряду с повышением дисциплины и качества работы персонала, спутниковый контроль за автопарком приносит ощутимые количественные результаты. По статистике наших заказчиков, в целом сокращение расходов может достигать 40%. Эффективность выражается в снижении затрат на ГСМ, уменьшении пробега, экономии на техническом обслуживании. А одно из дополнительных решений позволяет снижать уровень аварийности корпоративного автопарка в 3,5 раза. И это важное подспорье в достижении того, ради чего происходит установка тахографов — а именно повышении безопасности на дорогах.