Какие выгоды для мировой экономики таятся в стремительно тающих арктических льдах

Автор фото: globallookpress

Российские власти до конца года хотят разработать новую редакцию госпрограммы развития Арктики, чтобы потратить на эти цели за 5 лет 222 млрд рублей. Пока отечественные чиновники строят планы, "ДП" разбирался, какие выгоды для мировой экономики таятся в стремительно тающих арктических льдах.

Что бы там ни говорили, что глобальное потепление — это фейк, придуманный только для того, чтобы тратить миллиарды, спутниковые наблюдения показывают: ледяной покров Ледовитого океана в последнее десятилетие резко сократился. Если до 2000 года льдом было покрыто как минимум 6–8 млн км2, то уже к 2012 году эта площадь уменьшилась до 3,4 млн км2. По данным Финского института метеорологии, таяние ледников в Арктике отвечает за 40% повышения уровня Мирового океана, и через 30–40 лет Ледовитый океан летом будет практически свободен от льда. И именно таяние арктических льдов открывает большие экономические перспективы. Далеко не только для России. К примеру, резко возрастает интерес к Северному морскому пути стран Азии, и США видят в этом геополитический вызов. С другой стороны, Финляндия весьма заинтересована в этом и других российских проектах.

Жаркие, полярные, твои

"Очень тепло этой зимой было в Рованиеми", — говорит Мартти Руоколайнен, прерывая долгую паузу. Молчание в Финляндии — такой же неисчерпаемый ресурс, как озерная вода, и финский производитель часов Рёнккё даже использовал эту тему в своем слогане "Сделано в Финляндии молча". Мартти везет нас на Arctic Business Forum, который проходит в этом финском городке на широте полярного круга.
Мы продолжаем наслаждаться молчанием по дороге в отель. На елях вдоль дороги еще сохранились отяжелевшие снежные покровы (даже в апреле средняя температура здесь ниже нуля), но над дорогой, уходящей вдаль, уже светит вполне весеннее солнце.
И в этом большая проблема для Рованиеми. Ведь этот лапландский городок живет прежде всего продажей снежных пейзажей, катаний на оленьих упряжках и, конечно, развлечениями и аттракционами вокруг Йолупукки — финского Деда Мороза. Даже в условиях экономического кризиса туристический сектор здесь показал в последние годы 13%–ный рост и создал рабочих мест в несколько раз больше, чем другие отрасли экономики. Сохранение холода очень важно для арктического туризма, и процессы глобального потепления создают много проблем.
Арктика нагревается вдвое быстрее, чем планета в целом, поэтому скоро Санта–Клаусу придется ехать в своей новогодней упряжке если не среди пальм, то через бесснежный лес по раскисшей от воды дороге.
Впрочем, если для таких отраслей, как арктический туризм, оленеводство и традиционные промыслы малочисленных народов, глобальные изменения климата готовят большие проблемы, для экономики региона в целом открываются большие возможности.
Уже сейчас таяние арктических льдов приводит к тому, что сезон навигации на Северном морском пути становится длиннее, и, следовательно, есть возможность провести больше судов. Например, в 2013 году первый корабль прошел по Севморпути 28 июня, а последний — 28 ноября. Расширяется и география перевозок по этому маршруту. Так, в том же 2013 году Севморпуть соединил на западе порт Аммассалик в Гренландии с канадским портом Ванкувер на востоке. Это позволяет использовать Севморпуть для перевозок практически по всему Северному полушарию, делая так называемый Северо–Западный проход через север Канады и вдоль Аляски неконкурентоспособным.
Главный хаб Севморпути — Мурманск, важное значение приобретает также Певек. Другие важные порты, задействованные в торговле через Северный морской путь, — голландский Роттердам, норвежские Монгстад и Хаммерфест, корейские Йосу и Ульсан, японский Чиба, а также порты Китая.
Тоннаж проводимых через Севморпуть судов также может быть увеличен. Растущие объемы перевозок делают их более выгодными, так как все меньше приходится платить за каждую тонну груза. Плюсов много: активное строительство новых арктических портов позволит создать более надежную структуру спасательных и поисковых операций, что сделает плавание в высоких широтах безопаснее и снизит страховые издержки.
По данным Института полярных исследований Китая, уже через 5 лет на долю Северного морского пути придется от 5 до 15% китайского объема внешней торговли, что означает, что через российские территориальные воды будет проходить только китайских товаров на сумму от $300 млрд до $900 млрд. Исследователи из Морского университета в Даляне (КНР) полагают, что увеличение торговли через Арктику изменит картину всего мирового судоходства.
Конечно, чтобы эти захватывающие перспективы осуществились, нужно много работать. К сожалению, от российских чиновников мне приходилось слышать мнения в духе "никуда они не денутся". Это сродни недавним шапкозакидательским байкам топ–менеджеров наших госкорпораций о нереальности добычи сланцевого газа и о том, что цены на нефть будут только расти. В итоге что действительно выглядит нереальным, так это их зарплаты.
На самом деле вокруг Северного морского пути разворачивается сейчас серьезная борьба, исход которой далеко не очевиден.

Борьба за ресурсы

В норвежском городе Тромсё (расположен в 400 км севернее полярного круга), в живописном месте среди фьордов, находится центр "Фрам", названный в честь знаменитого корабля великого путешественника Тура Хейердала. Здесь располагается Норвежский полярный институт, и именно сюда, в здание, похожее на судно, переехал почти 2 года назад секретариат самой, пожалуй, влиятельной организации, которая занимается развитием околополярной зоны, — Арктического совета.
Совет был образован почти 20 лет назад и состоит из восьми арктических стран, в том числе России. Председательство организации переходит от страны к стране, и все эти годы временный секретариат переезжал в соответствующую столицу, но 2 года назад было решено закрепить это место за Тромсё. Йенс Столтенберг, нынешний генсек НАТО, еще в бытность свою премьер–министром Норвегии объявил Тромсё столицей Арктики, и располагающие большими ресурсами норвежцы готовы тратить деньги на то, чтобы действительно реализовать эту декларацию.
Арктический совет — мощная организация, и неудивительно, что в нее стремятся вступить страны, которые не являются арктическими, но не хотят упустить свою выгоду. В статусе наблюдателей в совете присутствуют, например, Германия, Испания, Нидерланды, Китай, Япония, Корея, Сингапур и даже Польша.
Особенно заметен интерес к региону Китая, который активно изучает новые возможности. Так, в посольстве Китая в Исландии, которая стремится стать своего рода перевалочной торговой базой на северных маршрутах, работает сейчас 500 сотрудников.
Сейчас председательство в совете у канадцев, которые приложили большие усилия к созданию новой, менее подконтрольной властям своих стран организации — Арктического экономического совета (АЭС). Вокруг этой организации, которая должна в первую очередь заниматься не политикой, а бизнесом, впрочем, возникла большая интрига. Консервативное правительство Канады — верный союзник США, к тому же его штаб–квартирой предлагается сделать тот же Тромсё, расположенный на территории еще одного верного союзника Вашингтона по НАТО.
Но, очевидно, в силу того что Вашингтон считает экономику вполне законным оружием в геополитической борьбе, США не признают АЭС. Ведь Россия с ее развитой арктической инфраструктурой и перспективнейшим транспортным коридором в северных морях явно претендовала бы на важную роль в экономике региона. Не случайно как одно из мест возможной штаб–квартиры АЭС рассматривается наряду с Тромсё и Петербург.
Усилия канадцев привлечь к запуску АЭС спецпредставителя США в Арктике, отставного генерала Роберта Паппа, не увенчались успехом. Во время визита в Финляндию в начале года Папп сказал финнам, что его правительство от идеи АЭС не в восторге. Год назад госсекретарь Керри пообещал повысить уровень американского спецпредставителя до посольского, но и этого не произошло.
При этом уже в апреле председательство в Арктическом совете переходит к США, и финны в кулуарных беседах признают, что это их совсем не обнадеживает. Надежда на то, что, когда в 2017 году эстафетная палочка перейдет к Финляндии, она сможет снова запустить процессы сотрудничества.

Взгляд Маннергейма

В период новой холодной войны ценен опыт Финляндии как страны, умевшей сохранять хорошие отношения как с Восточным, так и с Западным блоком. Рациональный подход финнов в ситуации новой напряженности я почувствовал на встрече с заместителем министра иностранных дел Матти Анттоненом. Финский МИД пригласил журналистов на обед в ресторан там, где когда–то располагался офицерский клуб российской императорской армии, а потом казино. На тех, кто поднимается по роскошной лестнице, с картины на стене испытующе смотрит Маннергейм в полушубке, окруженный одетыми в ватники сподвижниками. По одной версии, это зимняя война 1940 года, по другой — взятие красного Тампере белыми в 1918–м.
Впрочем, никакой воинственности в разговоре за столом с финскими чиновниками я не почувствовал. Финны совершенно не настроены на конфронтацию, напротив, они, как и раньше, готовы участвовать в сотрудничестве с Россией, и особенно это касается Арктики.
Но на Arctic Business Forum директор Центра циркумполярных исследований Арктического института в Вашингтоне Мальте Хумперт нарисовал достаточно пессимистическую картину перспектив Северного морского пути. Он считает, что нового Шелкового пути для Китая от этого маршрута ожидать не приходится.
Аргументы такие. Во–первых, СМП не так уж и сокращает маршрут между Азией и Европой: самые южные китайские порты типа Гуанчжоу выигрывают, если доставлять грузы в Роттердам через север, лишь процентов пятнадцать. Кроме того, грузы везут контейнеровозы, которым нужна загрузка, а сегодня треть судов идет через Севморпуть порожняком. К тому же на Русском Севере мало портов и плохо развита инфраструктура, а арктический сезон не слишком продолжителен. Китай, считает Хумперт, не слишком заинтересован в таком маршруте и потому активно инвестирует в порты, расположенные на юге, а не на севере. По его мнению, в будущем Европа для китайской торговли будет утрачивать значение, а Азия и другие страны выйдут вперед. Что касается нефти и газа, то его основные поставки в Китай, как и раньше, будут вестись с Ближнего Востока.
Впрочем, и сам Хумперт признает, что сейчас около 40% китайской торговли ведется через узкий Малаккский пролив в регионе, где практически все страны имеют территориальные претензии друг к другу. Если же принять во внимание ближневосточную неопределенность и стремление Соединенных Штатов сколотить в Азии блок стран в противовес Китаю, то мысль о более надежном и, как ни крути, коротком маршруте не кажется такой уж странной.
К тому же площадь арктических льдов уже сейчас существенно уменьшилась по сравнению с временами СССР. Россия возвращается в Арктику и все активнее развивает там инфраструктуру, строит порты, ледоколы и корабли ледового класса. Позиция США, которые против того, чтобы мировая торговля шла по территории, не подвластной их контролю, понятна. Но перспективы Севморпути понимают не только финны.
На форум приехали послы в Финляндии таких стран, как Германия, Голландия и Япония, — все они хотят принимать активное участие в арктических проектах и заработать на развитии в том числе российской инфраструктуры. Что бы ни говорили американцы, а объемы, например, торговли Германии с Китаем уже и сейчас впечатляют, и для немцев маршрут через Севморпуть Шанхай — Гамбург является крайне выгодными.

Без Ходорковского

Сделано в Финляндии — сделано молча. Это хорошо понимаешь на борту финского ледокола "Урхо", спущенного на воду в 1975 году к 75–летию президента Урхо Кекконена. Журнал "Хими" назвал тогда Кекконена, большого друга Советского Союза и лично Леонида Ильича Брежнева, самым сексуальным мужчиной Финляндии, а его портрет украсил банкноту 500 финских марок. Кекконен лично освятил ледокол, названный в его честь, и с тех пор судно продолжает работать во льдах.
Сегодня финские конструкторы из компании Aker Arctic работают над крупными заказами из России: проектируют ледоколы и суда для перевозки сжиженного газа через порт Сабетта. Интересно, что компания, где контрольным пакетом акций сейчас владеет финское государство, могла бы принадлежать Михаилу Ходорковскому. В 2002 году тогдашний олигарх приобрел было крупный пакет норвежско–британского концерна Kvaerner, которому принадлежала и компания Aker, и десятки предприятий и судостроительных заводов по всему миру.
Концерн испытывал финансовые трудности, и Ходорковский был близок к тому, чтобы получить над ним контроль. Однако вмешалось правительство Норвегии, которое собралось на специальное заседание, чтобы сорвать планы российского олигарха. В итоге Ходорковский был вынужден продать приобретенную долю.